Принято считать, что сложнейшим разрабатываемым беспилотником в России является «Охотник», однако по ряду параметров у него есть конкурент под именем «Гром» - сложнейшее «детище» группы компаний «Кронштадт». Амбициозность проекта настолько впечатляет, что, признаемся честно, в его дальнейшее развитие с момента показа макета верилось с трудом. Но вдруг стало известно, что проекту дают, что называется, «зелёный свет» и полноценная разработка фактически стартовала.
Приветствую на канале!
Начнём с того, что впервые «Гром» был представлен ещё на форуме «Армия-2020» в виде габаритного макета, но этого было достаточно, дабы вызвать удивление множества экспертов и простых любителей авиации. Перед публикой предстала заявка на участие в своеобразной гонке по реализации сразу двух концепций, находящихся на слуху аналогично гиперзвуку – это так называемый «беспилотный ведомый», а также не менее популярный нынче «рой». Что примечательно, «Кронштадт» решил скрестить их и создать нечто новое и уникальное, но и от того невероятно сложное. Но пойдём по порядку. Перво-наперво, «Гром» - это ведомый беспилотник, задачей которого является дополнение уже пилотируемой авиации. Вариантов этого дополнения огромное множество. Во-первых, расширение радиолокационного поля и передача данных ведущему, благодаря чему существенно расширяется осведомлённость пилота о ситуации в целом и снижается риск пропустить, к примеру, крылатую ракету или выпущенную РВВ или ЗУР. Во-вторых, беспилотник всегда идёт впереди дабы прикрыть своего ведущего и в случае чего принять удар на себя – как ни крути, потеря дрона не идёт ни в какое сравнение с пилотом. Ну и в-третьих, это так называемый летающий арсенал, позволяющий нести значительно больше вооружения, что может в корне повлиять на успех всей операции. И на этом моменте стоит остановиться поподробнее.
Согласно опубликованной информации, «Гром» имеет четыре точки подвески вооружения – две внутри и две снаружи, а масса боевой нагрузки достигает внушительных двух тонн. Касаемо состава вооружения, то здесь, скорее всего, перевес будет на стороне ракет по типу Х-МД и ей подобных, так как более серьёзные боеприпасы будут у ведущего, но здесь стоит перейти уже к концепции «Роя». Дело в том, что не только ракеты будут на подвесе, но и малогабаритные дроны под наименованием «Молния», являющиеся неотъемлемой частью разработки «Грома». Что это такое? По своей сути, это малогабаритный скоростной беспилотник самолётного типа длиной около полутора метров и обладающий широким арсеналом самых различных средств ведения разведки – от радиоэлектронной, до оптической. С их помощью производится поиск целей для боеприпасов, пуск которых осуществляется с безопасного расстояния с пилотируемой машины или же непосредственно «Грома». Но причём здесь «Рой»? Вся суть в постоянном обмене информацией и полностью автоматической работе, исходя из полученных данных - пилот видит только появляющуюся информацию и условно нажимает кнопку «Пуск», дав начало тому или ному сценарию применения, а дроны фактически могут сами выполнить всю работу. Если кто-то скажет, что это невозможно или слишком сложно реализовать, то напомним, что ещё советские противокорабельные ракеты П-700 «Гранит», разработка которых велась с конца 60-х (!), в залпе работают по схожей схеме на фактически «древних» БЦВМ. ПКР способна не только обмениваться информацией, но и перераспределять между группой цели по их габаритам, определять в какую сколько ракет и всё это самостоятельно, да ещё и более полувека назад.
Ну а теперь поговорим о том, на каком же этапе находится всё это технологичное великолепие. Как указано выше, впервые «Гром» и «Молния» были представлены публике и, естественно, представителям Минобороны ещё в 2020 году, но то был лишь макет по результатам проработки концепции, хотя он явно заинтересовал перспективного заказчика. Сейчас же стало известно, что уже некоторое время, детали не уточняют, ведётся разработка в рамках эскизного проектирования машины в целом, но с полной готовностью некоторых элементов. Да, это практически самое начало, но оно сигнализирует о ходе полноценных работ. Чуда ожидать здесь не стоит – до рабочего прототипа от 3 до 5 лет, а до серии итого больше, правда пока до таких вершин не добрался никто и есть все шансы занять лидирующие позиции. Какие преимущества это даст на практике и стоит ли углубляться в такую сложность? При налаженном серийном производстве боевые возможности ВКС вырастут буквально в разы, так как аппаратура обмена информацией с дронами не является какой-то чрезвычайно габаритной, а её установка практически в любой пилотируемый носитель уже обыденное дело (в том же Су-57 она стоит «из коробки»). Как мы рассказывали в материале про «Сириус», подобная уже имеется на некоторых машинах и активно применяется в ходе испытаний, а может быть и полноценной работе, кто знает?
Несмотря на все вышеперечисленные бонусы, которые даёт связка двух перспективных концепций, у группы компаний «Кронштадт» имеется куда более серьёзная задача - это массовое производство «Орионов» и «Сириусов», дабы закрыть зияющую дыру в виде нехватки дронов MALE-класса. По некоторым данным, нашей армии таких нужно даже не десятки, а многие сотни. Впрочем, эта проблема сейчас активно решается и в течение нескольких лет будет закрыта.