Бийский торговый двор «Аникс» — пожалуй, уникальное явление не только в Алтайском крае, но и, возможно, в масштабах всей России. Его феномен, прежде всего, в том, что он развивается, казалось бы, вопреки классическим канонам бизнеса. Его топ-менеджеры не стремятся к агрессивной экспансии все новых рынков присутствия любой ценой, масштабированию числа магазинов сети в геометрической прогрессии. Торговые точки открываются, как правило, только там, где действительно они будут нужны и востребованы.
Причем само понятие «торговая точка» теряет первоначальное значение. Вокруг нее создаются целые общественные пространства и сообщества людей по интересам. Об ответственности бизнеса перед теми, кого они «приручили», социальных проектах и экономических принципах деятельности на территории присутствия рассказал генеральный директор Торгового двора «Аникс» Юрий Никитин.
Слово «планы» — ненастоящее
— Юрий Александрович, «Аникс», по убеждению большинства людей, знакомых с ним не понаслышке, давно уже перестал быть просто магазином «у дома». Вокруг него формируются общественные, социально значимые пространства, целые сообщества – потребителей, предпринимателей, представителей различных социальных групп. Каким образом вам удается, говоря, языком искусства, «держать» аудиторию?
— По мере развития «Аникса», роста его узнаваемости в компанию начали обращаться за поддержкой в тех или иных начинаниях. Например, все помнят, что в 90-е спортивные, культурные организации не получали ни должного внимания, ни финансирования. И приходили люди, представлявшие какую-нибудь спортивную секцию, какой-то коллектив за помощью: в организации турниров, поездок на соревнования или культурные мероприятия, в приобретении спортивного оборудования, формы или концертных костюмов. И, в меру возможностей, мы ее оказывали. Так постепенно сформировалась наша целевая аудитория, образовались сообщества.
Когда речь заходит о социальных проектах, для меня слово «планы» — ненастоящее. Просто есть желание помогать людям. Это возникает спонтанно. Никаких глобальных стратегических решений на этот счет не принималось, не принимается и сегодня.
Квартал АБ — место притяжения
— Торговый двор «Аникс» за последние 7 лет вложил более 50 миллионов рублей в благоустройство Наукограда, прежде всего в квартал АБ. Куда направили эти средства?
— По большому счету, мы только восстанавливаем то, что было утрачено ранее. Просто приводим все в порядок и в то состояние, как во времена нашей юности.
В лесопарковой зоне квартала АБ решили сделать небольшой круг, метров 500, чтобы люди с ограниченными возможностями могли на колясках на нем заниматься. Справедливости ради необходимо отметить, что это проект финансировался за счет бюджетных средств.
Далее же он получил логичное развитие. Родилась идея оборудования лыжероллерной трассы, к строительству которой подключились уже «Аникс» и другие предприниматели. Поэтапно провели освещение, назначили ответственных за содержание, отремонтировали первую очередь кольца, которое уже пришло в негодность из-за некачественного покрытия. Затем последовало устройство освещения в котловане, прилегающем к лесопарковой зоне, для лыжников.
Сегодня это место притяжения многих бийчан, и то количество людей, которые этим пользуются, — это очень выгодные инвестиции с точки зрения бизнеса. Построить спортивный комплекс, где единовременно смогли бы заниматься 200 человек, будет стоить десятикратно дороже, чем организовать какую-то площадку или трассу. В зал ведь не каждый пойдет, посчитает, что не соответствует каким-то критериям.
А здесь утром гуляют мамы с детьми, пенсионеры, вечером отдыхают люди после работы, совсем поздно – развлекается молодежь. То есть образовалось популярное публичное пространство, куда легко прийти и найти занятие для тела и души. Такие места пользуются все более возрастающим спросом. Например, уже есть расписание, кто в какое время займет спортивную площадку. После работы собираются командами и играют. Самоорганизация поражает и восхищает. Они непрофессионалы, но это им доставляет удовольствие, что видно невооруженным взглядом.
Если создавать условия, подрастающее поколение забудет про смартфоны, а будет использовать любую свободную минуту, чтобы заняться здоровым образом жизни.
Это косвенный эффект и для бюджета города. За счет, например, привлечения команд, проходящих сборы на базе спорткомплекса «Заря» (из Московской, Новосибирской областей и др.), использования инфраструктуры, в создание которой мы вкладывали силы и средства. Что приятно удивляет. Поэтому будем думать, как развивать эту территорию дальше.
Следующий объект, на который обратили внимание, — лыжная трасса вдоль берега вниз по реке в сторону микрорайона Сорокино к поселку Молодежному. Она была ранее оборудована для классического хода, поэтому ее пришлось расширять, чтобы можно было пользоваться более популярным «коньком». Этой трассой занимаются уже третий год, в зимний период содержат в должном состоянии с помощью снегоходов, ратраков.
Еще одна точка «силы» — площадка перед торговым центром АБ. Ранее на ней был обустроен фонтан, она была выложена плиткой. Со временем все это пришло в упадок. Нашими усилиями фонтан восстановлен, идет дальнейшая реконструкция площади. Она снова стала популярным местом притяжения, приходит много людей, большинство — с детьми.
Когда инициатива ненаказуема
— По каким принципам строится взаимодействие с жителями микрорайонов?
— Сотрудничаем, в первую очередь, с тем сообществом, на которое тот или иной проект направлен. Если на спортсменов, значит, со спортсменами. Если на жителей какой-то территории, то с ними. Потому что мы не хотим что-то реализовывать без того, чтобы это поддержали сами люди, те, кто будет этим пользоваться, внес посильный вклад.
Мы же коммерческое предприятие. Но готовы откликнуться на инициативы тех или иных жителей или сообществ, если видим в них способность поддерживать жизнь проекта, в реализации которого мы им намерены помочь.
Так мы реализуем, к примеру, совместные с местными жителями проекты по строительству зимних городков: выделяем технику для строительства и заливки горок и других сооружений на радость ребятишкам. Зимой это работает, например, в Сорокино, в Прибытково.
Или жители многоквартирного дома или нескольких обращаются с просьбой: «Нам нужна площадка. – Хорошо. Вы половину денег сами соберете? – Да, соберем». Собрали 300 тысяч рублей. Мы выделяем столько же. Есть средства, инициативная группа, проект и его реализация. Теперь у них появилась площадка. И они ее содержат в порядке и чистоте. Потому что вложили, в том числе, и кровные. Это их инициатива, в которой поучаствовала каждая квартира.
Мы открыты для таких обращений. Эти планы — из реальной жизни. Нам это важно: если у людей есть предложения по улучшению социальных пространств, благоустройства тех мест, где они живут, мы готовы это поддержать. Но мы не намерены кому-то что-то дарить. Пожалуйста, предлагайте, участвуйте деньгами. Потому что это залог того, что потом результаты нашего сотрудничества не сойдут на нет, и проект не затухнет. В социальных делах это очень важное, если даже не главное условие.
Или, например, к нам обратилась администрация музея Василия Макаровича Шукшина в Сростках. Они выиграли грант, по которому полагается какая-то определенная сумма. Но к ней дополнительно по условиям гранта требуется софинансирование со стороны грантополучателей, которым, в свою очередь, требуется эта поддержка. Так начинается реализация проекта по благоустройству территории вокруг музея.
Перерастет ли наша поддержка в какую-то более серьезную систематическую работу, покажет время. Просто будем продолжать помогать, — и посмотрим, что получится. Но говорить о каких-то принципах, системе, тем более планах — преждевременно.
Главная ценность – живой товар
— Если перейти к основному виду деятельности: каковы критерии отбора поставщиков на полки ваших магазинов? У кого есть шанс присоединиться к предпринимательскому сообществу «Аникс»?
— Главное отличие нас от магазинов европейской части страны заключается в том, что у нас нет изобилия товаров импортного происхождения или столь большой доли федеральных брендов. Мы региональная сеть, и делать упор на них было бы стратегически неверно и опрометчиво. Поэтому нам нужно опираться на региональных производителей, так как именно они наши стратегические партнеры.
Главная ценность рожденных здесь товаров заключается в кратчайших сроках между производством и попаданием на полку, следовательно, к конечному потребителю. Поэтому живые, свежие товары мы покупаем у местных производителей.
Что же касается критериев, то с поставщиками, с которыми мы выстраиваем долгосрочные отношения, коммуникации развиваются следующим образом. Представители нашей компании выезжают на производство, встречаются с партнерами, смотрят на то, какие товары есть в наличии, какие позиции находятся в разработке, являются перспективными. Идет откровенный разговор о том, как производитель намерен развивать то или иное направление бизнеса. Чем озабочен, что для него важно. Чем мы можем в совместной работе помочь его товарам занять наибольшую долю на полке.
Мы можем подключать к поставщику обособленный куст магазинов на определенной территории. Главный вопрос заключается в том, насколько регулярно и ритмично он сможет поставлять товар. Потому что это более критично, чем то, сколько магазинов он сможет охватить. Если ты можешь обеспечить 10 точек, мы готовы ввести твой товар на этот локальный рынок. Пусть это будет пять магазинов, лишь бы ты справлялся и обеспечивал присутствие товара на полках, тот уровень качества, который тобой был заявлен. И дальше, если ты растешь, мы можем подключить следующий уровень локализации. Если ты остаешься в каком-то своем размере, и нас, и тебя это устраивает — тоже хорошо, пусть так и будет. Важно обеспечить бесперебойную стабильность и доступность качественного товара на полках.
Например, объективно большой популярностью пользуются наши пекарни при магазинах. В них мы печем хлебобулочные изделия, и за этим процессом воочию наблюдают покупатели. Благодаря этому у них возникает особый уровень доверия к продукту, который рождается у них на глазах. Потому что они видят работу, человека, который это делает и как он это делает.
Максимально приблизить процесс рождения товара к покупателю – это то, что нас мотивирует и двигает к тому, чтобы работать с теми, кто рождает продукт у нас на глазах. Но это не значит, что мы не будем сотрудничать с производителями из других регионов. Однако точно предоставим преференции тем, кто укоренен на своей территории и ставит задачей донести качество продукта до потребителя, не растеряв его по пути. И мы выбираем производителей, распространяющих эти взгляды на производство, отношение к товару.
Так и происходит включение поставщиков в наши ряды. В этом ничего такого особенного нет, это диктует жизнь. Потому что мы хотим наилучшим образом соответствовать запросам наших покупателей.
Наша задача – услышать покупателя, найти хорошего поставщика, производителя и пригласить к нам. Создать ему необходимые условия, чтобы он смог выполнять обязательства, и поддерживать его на регулярной основе.
Как стать лучшим сельским магазином России
— Что представляет собой торговый знак «Аникс»? Кого он объединяет под брендом?
— Мы работаем с поставщиком, смотрим на рецептуру, на товар. И если считаем, что он соответствует тому, что мы хотели бы представлять под этим брендом, то предлагаем производителю выпускать его продукцию под нашей торговой маркой. У нас их, кстати, есть несколько.
Мы надеемся, что люди, попробовав разные товары под этим брендом, смогут переносить отношение, впечатление о них и на новую продукцию, которая будет под этой маркой продаваться.
— Как возникла идея франчайзинговой сети «Корзинка»?
— В начале нашей деятельности мы торговали оптом. Только через 12-15 лет появились собственные магазины. Когда они открылись, стали сравнивать выручку оптовых точек и наших магазинов. И обнаружили, что в нашей рознице товарооборот больше, чем у магазинов наших оптовиков.
Тогда предложили поделиться с ними опытом, способами и решениями, которые мы разрабатываем и внедряем в сети «Аникс», чтобы они смогли торговать так же успешно. Правда, у «Корзинки» своя специфика: она больше представлена исключительно в селах и районных центрах. Пока этот опыт не распространяется на города, поэтому следующая задача — научиться работать в этой модели и в мегаполисах.
— Каковы ваши планы по дальнейшей экспансии рынка, расширению торговой сети?
— Повторюсь: планы нам по большому счету чужды. Мы исходим из необходимости, «нужности» для покупателя, предварительно изучая потенциальный спрос и беря за основу предыдущий опыт. Здесь важна обратная связь. Всегда приятно услышать в том месте, где мы закрепляем наше присутствие, такие слова: «Ой, как хорошо, что вы открылись». Потому что за ними следуют обычно достаточно веские аргументы: у вас вот это нравится, раньше не было такого и т. д.
Мы не открываемся для количества. А появляемся в тех местах, где понимаем, что создадим новое качество — в какой-то товарной группе или по совокупности предложений.
Иногда нас приглашают. Например, недавнее открытие магазина в селе Бочкари (Целинный район). К нам обратился Вадим Петрович Смагин (генеральный директор Бочкаревского пивоваренного завода. – Прим. ред.): «У нас есть магазин, он меня не устраивает. Нужно сделать хороший». Я поинтересовался: «Насколько хороший? — Лучший сельский магазин в России. – Давайте будем пробовать». Разработали проект, построили, и вот состоялось открытие.
Все дело в том, что Вадим Петрович целенаправленно стремится к созданию таких условий, чтобы любой местный житель мог с уверенностью сказать: «Если уж и жить на селе, то в Бочкарях». Потому что нигде ничего лучше не найти.
И если открывать магазин, то он должен соответствовать этой стратегии: у номинанта на звание «Лучшее село России» должен и магазин быть лучшим. Такая задача и была поставлена перед нами, и, смеем предположить, мы ее выполнили.
Резюме всему сказанному: елка растет на какое-то количество сантиметров в год, а если ты ее будешь тянуть за макушку, то она не станет выше ни на миллиметр. У нее есть своя органика — естественный рост. Вот и мы стараемся расти естественным образом. Ни больше и ни меньше.
Интервью: Алексей Скоморохов, фото: Виталий Барабаш.