Некоторые книги вызывают странные чувства при прочтении - например, смесь отвращения и восторга. А еще они оставляют долгое послевкусие, когда понимание сюжета приходит не сразу, несколько дней ты еще размышляешь, вспоминаешь, выстраиваешь в голове линию повествования.
Именно такой книгой из последнего прочитанного стал для меня роман Уильяма Фолкнера "Когда я умиRала". Просто коктейль эмоций - от "какая мерзость" до "гениально". Страниц именно в этом издании немного- 222 всего.
В студенческие годы я по институтской программе читала другой труд писателя - "Шум и ярость", но сейчас уже, честно сказать, и не вспомню фабулу, книга показалась мне сложной и непонятной.
С этим же романом получилась другая история- я сначала брезгливо продиралась через сюжет, а в конце меня просто "накрыло" пониманием всего. И когда в голове все встало на свои места, я восхитилась талантом писателя. Да, произведения не для всех, сложные, но самобытные.
Особенностью этого романа является то, что он построен в форме монологов 14 персонажей. То есть вся книга это поток сознания, слов автора в ней нет. Совсем нет. Данный прием нередко используется в литературе, последнее, что я читала с такой же структурой - произведение лауреата Букера
Такие вещи на мой взгляд на любителя, странно и неудобно поначалу ощущать себя в чужой голове и следить за мыслеизъявлениями чужого разума.
Сюжет просто чумовой. Я извиняюсь за такие просторечные сравнения, но по-другому сказать не могу. Я когда сестре пересказала - она была в шоке, но решила тоже прочитать книгу.
УмиRает мать большой семьи- тихо угасает. При этом один из сыновей за окном мастерит ей гроб и периодически показывает матери, чтобы она одобрила работу. Когда он заканчивает, Адди- так зовут женщину - отходит в мир иной. У нее было последнее желание- чтобы похоронили ее в Джефферсоне- родном городе. И муж не смеет нарушить обещание и решает везти тело туда. В это время разливается река и ехать приходится в объезд. Едут они 10 дней!! Десять, Карл!!! Вся эта некротическая процессия еще по пути попадает в тяжелые ситуации. Сначала пытаются переправиться в узком месте и теряют мулов, гроб чуть не тонет-его спасают. Далее из пожара вытаскивают этот деревянный макинтош. Один из сыновей ломает ногу, его кладут на гроб сверху и везут в город дальше. Потом перелом просто заливают цементом, мда. Над повозкой дежурят грифы, чуят добычу. В тех селениях, которые они проезжают, люди готовы всю семью вздернуть за то, что так обходятся с телом, ибо смердит уже ужасно.
И все эти мытарства мы читаем сквозь разумы семьи, видим все их глазами. Сначала перемежающиеся монологи путают и кажутся вообще непонятными, например, слова самого младшего сына- "Моя мама-рыба". Ближе к концу романа уже начинаешь разбираться в персонажах. После эпичного монолога самой Адди вся книга видится триллером, а на последних страницах развязка такая, что вообще не ожидаешь.
"Помню, в молодости я думал, что смеRть- явление телесное; теперь я знаю, что она всего лишь функция сознания - сознания тех, кто переживает утрату. Нигилисты говорят, что она-конец; ретивые протестанты-что начало; на самом деле она не больше, чем выезд одного жильца или семьи из города или дома"...
Советую прочитать тем, кто любит сложные вещи и характеристики персонажей, которые раскрываются постепенно, составляю полную картину в конце. Потому что в случае с этим романом- пока не прочтешь последние строки - не поймешь весь замысел автора. Несмотря на жуткий сюжет.
____________________________________________________________________________________
Благодарю за лайк и подписку!
__________________________________________________________________________________
Что еще почитать на канале: