Найти в Дзене

Подземный паркинг. Часть 1

Подземный паркинг всегда вызывает большое количество споров. Он является частью многоквартирного дома, но в тоже время не является общим имуществом. Разберемся, какой правовой статус у подземного паркинга в многоквартирном доме, как стать собственником машино-места и какие преимущества есть у парковки? Законодательство РФ Подземный паркинг является встроенно-пристроенной частью многоквартирного дома. 1 января 2017 года внесли изменение в часть 1 статьи 130 Гражданского Кодекса РФ и машино-место на подземном паркинге стало самостоятельным объектом недвижимости. Теперь собственник может зарегистрировать машино-место как отдельный объект недвижимости и получить долю в праве на общее имущество в многоквартирном доме и даже принимать участие в общем собрании собственников. Сами машино-места не входит в состав общего имущества дома. Однако перекрытия, фасад, входная группа, общие коммуникации являются часть общего имущества собственников многоквартирного дома. Организация подземной парковки
Оглавление

Подземный паркинг всегда вызывает большое количество споров. Он является частью многоквартирного дома, но в тоже время не является общим имуществом. Разберемся, какой правовой статус у подземного паркинга в многоквартирном доме, как стать собственником машино-места и какие преимущества есть у парковки?

Законодательство РФ

Подземный паркинг является встроенно-пристроенной частью многоквартирного дома.

1 января 2017 года внесли изменение в часть 1 статьи 130 Гражданского Кодекса РФ и машино-место на подземном паркинге стало самостоятельным объектом недвижимости. Теперь собственник может зарегистрировать машино-место как отдельный объект недвижимости и получить долю в праве на общее имущество в многоквартирном доме и даже принимать участие в общем собрании собственников.

Сами машино-места не входит в состав общего имущества дома. Однако перекрытия, фасад, входная группа, общие коммуникации являются часть общего имущества собственников многоквартирного дома.

Организация подземной парковки

Как правило, подземный паркинг предусматривают в проекте нового многоквартирного дома.

Организация подземного паркинга приводит к значительному повышению стоимости не только проекта, но и квартир из-за того, что:

  1. увеличивается подземная площадь здания по сравнению с созданием технического этажа. Из-за этого возрастают общие проектные затраты на проведение работ;
  2. появляется необходимость применять серьезные и более дорогостоящие технологий для строительства ниже «нулевой» отметки сооружения;
  3. усложняются инженерные коммуникации подземной части дома, стоимость проект увеличивается и возрастают расходы на эксплуатацию готового многоквартирного дома;
  4. требуется упрочнения подземной конструкции;
  5. появляется необходимость сочетать большое пространство для свободного проезда и парковки автомобилей.

Для подземного паркинга характерно наличие целого ряда парковочных приспособлений:

Дорожные знаки – технические средства безопасности, которые информируют пользователей парковки о каких-либо действиях.

Шлагбаумы – специальные устройства, которые быстро перекрывают движение транспортных средств.

Искусственные дорожные неровности (ИДН) – средства ограничения скорости автомобилей, широко применяемые по всей площади подземного паркинга.

Металлические и резиновые колесоотбойники – барьерные ограждения для защиты стен, колонн, сооружений и машин от возможных повреждений.

Парковочные столбики – оградительное оборудование, разделяющее потоки автотранспорта и используемое на парковках для ограничения машино-мест.

Блокираторы парковочных мест – приспособление для ограничения парковочного места под каждое транспортное средство. Встречаются автоматические и ручные.

Сферические зеркала – обзорные зеркала, которые улучшают видимость водителей на подземных парковках.

Резиновая защита стен и углов – специальное парковочное оборудование, защищающее стены, колонны и углы стоянки от повреждений при возможных столкновениях с этими препятствиями автомобилей.

Расходы по организации паркинга несёт застройщик, если стоянка предусмотрена изначально проектом. Однако стоимость проекта и строительства этого объекта недвижимости частично включают в стоимость одного квадратного метра жилой или нежилой площади. А затем – каждое машино-место продают конкретному потребителю.

Если паркинг организуют в уже построенном многоквартирном доме, расходы на его обустройство несут только собственники будущих парковочных мест. Это не общедомовая собственность, следовательно, требовать плату с каждого жителя МКД не законно.

Правовой статус

До изменений в законодательстве собственник мог продать, подарить или обменять парковочное место только с согласия других владельцев-дольщиков, так как каждому была выделена доля стоянки. Теперь же это отдельный объект недвижимости с индивидуальным номером, зарегистрированный в кадастре.

Согласно пункту 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ машино-место – это часть здания или сооружения, которая предназначена только для размещения автотранспорта и не огорожена или отчасти огорожена строительной конструкцией

Место на подземной парковке нельзя приравнять к нежилым помещениям, хотя власти предлагали перевести машино-места в статус нежилых помещений в МКД. В таком случае будет решён спорный вопрос с начислением платы за коммунальные услуги.

Таким образом, подземный паркинг – это обособленное нежилое помещение с особым статусом, площадь которого не входит в состав общего имущества, но является частью многоквартирного дома.

Регистрация права собственности на место в подземном паркинге

Размер доли в праве на общее имущество в МКД, которая принадлежит собственнику машино-места, определяют в квадратных метрах по правилам части 2 статьи 39 Жилищного Кодекса РФ. Такой порядок следует из того, что:

  1. Собственник машино-места обладает теми же правами и обязанностями, что и собственники жилых и нежилых помещений в МКД.
  2. Собственнику машино-места принадлежит доля в праве на общее имущество МКД.

Размер доли в общем имуществе зависит от того, как были оформлены права собственности на паркинг и на машино-места:

  1. Когда парковка в МКД — это отдельно стоящее нежилое помещение на придомовой территории. Об этом должно быть указано и в проекте на МКД, и в техническом паспорте. Права собственности на машино-места в таком случае регистрируют как доли в праве общей долевой собственности паркинга. Места общего пользования паркинга (общие проезды, коридоры) относят к общей долевой собственности владельцев машино-мест и подсобных помещений паркинга.
  2. По проекту в многоквартирном доме предусмотрен паркинг как часть здания. Чаще всего он расположен на цокольном или первом, втором этажах. Права собственности на парковочные места регистрируют как на отдельный объект недвижимости – машино-место. В паркинге есть как объекты общедомовой собственности – проезды, коридоры, перекрытия, коммуникации, так и частная собственность – сами парковочные места. Эта правовая схема появилась только с 1 января 2017 года.

Чтобы зарегистрировать право собственности на стояночное место в паркинге, владелец должен:

  • обратиться к кадастровому инженеру, специалист сделает необходимые замеры машино-места, определит его границы, с помощью специальной краски или ленты обозначит границы стояночного места;
  • получить технический паспорт на объект недвижимости;
  • получить разрешение от других дольщиков паркинга;
  • обратиться в Росреестр, МФЦ или электронно через Госуслуги с заявлением;
  • приложить к заявлению пакет документов: копию документа, удостоверяющего личность, технический паспорт на объект недвижимости, протокол собрания собственников МКД, на котором установили порядок эксплуатации долевого имущества;
  • оплатить госпошлину;
  • через несколько дней получить выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости.

При оформлении парковочной площади в собственность не нужно согласие других долевых участников, если предъявить в Росреестр одобрение всех владельцев или решение общего собрания, регламентирующее порядок эксплуатации недвижимости, входящей в общее долевое имущество. Такой порядок установлен частью 3 статьи 6 Закона №315-ФЗ от 03 июль 2016 года.

После выделения личной доли в натуральном виде последним участником общедолевого имущества и оформления им своей собственности на машино-место, общая долевая собственность на подземный паркинг заканчивает свое действие. Согласно части 5 указанной статьи проезды к местам для машин, оставшиеся после выдела, станут общим имуществом владельцев помещений.

Ограничений в пользовании общим имуществом для собственников машино-мест нет, если машино-место:

  1. является независимым объектом недвижимости МКД либо частью в общем праве долевого участия владельцев помещений;
  2. не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

На это указывают часть 2 статьи 36 и часть 1 статьи 37 Жилищного Кодекса РФ.

Если право на машино-место зарегистрировали до 1 января 2017 года, они продолжают действовать. При этом вносить поправки в оформленные ранее документы и данные ЕГРН не нужно.

В 2017 году власти также ввели ограничения для размеров машино-мест: от 5,3×2,5м до 6,2×3,6м, в соответствии с приказом Министерства экономического развития №792 от 07 декабря 2016 года «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места».

Права и обязанности владельцев парковочных мест

Права и обязанности владельцев машино-мест в МКД схожи с правами и обязанностями владельцев любой другой недвижимости.

Владелец машино-места в подземной парковке вправе:

  • распоряжаться своим имуществом в рамках Гражданского законодательства: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству;
  • отстаивать право собственности, никто не имеет права без разрешения хозяина ставить на его парковочное место свой автомобиль, изменять границы, присваивать машино-место;
  • получать в полном объёме и без перебоев коммунальные услуги;
  • участвовать в общем собрании собственников помещений в МКД, даже если у гражданина нет в собственности квартиры в этой многоэтажке.

Вместе с тем, у собственника машино-места есть ряд обязательств:

  • он обязан в полном объёме и вовремя оплачивать квитанции за коммунальные ресурсы, которые поставляют для обслуживания подземной парковки;
  • оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • оплачивать квитанций за содержание общего имущества в МКД, в том числе, обслуживание лифтов, уборка подъезда, придомовой территории и т.д.;
  • бережно относиться к общедомовой собственности.

При этом обязанность заключать прямые договоры с РСО на поставку коммунальных ресурсов за собственниками машино-мест не закреплена, согласно абзацу 6 пункта 6 Правил № 354. Плату за коммунальные услуги владельцы парковки вносят через управляющую компанию.

Однако закон не запрещает владельцам подземных стоянок заключить прямые договоры с РСО на основании статей 44 и 157.2 Жилищного кодекса. Это лишь вопрос удобства и дополнительной бумажной волокиты. Поэтому чаще всего такие потребители оплачивают ЖКУ не напрямую, а через УК или ТСЖ.

Подземный и наземный паркинг: отличия, плюсы и минусы

Автомобильная парковка – это центральный элемент инфраструктуры любого объекта недвижимости, включая торговый центр, офисное здание или жилой многоквартирный дом. Особенности и пропускная способность парковок определяют стоимость подобных объектов. Высокие цены на муниципальную землю делают все более популярным подземный паркинг.

Плюсы подземного паркинга:

  1. экономия пространства;
  2. экологичность, выхлопные газы попадают в атмосферу через специально оборудованную вентиляционную систему;
  3. уменьшение расходов владельца автомобиля на обогрев помещения;
  4. прибыль владельцам машино-мест;
  5. защита автомобиля от коррозии, в паркинге всегда оптимальный уровень влажности;
  6. автомобили не выгорают на солнце и не получают повреждений из-за упавшего дерева, кирпича, других предметов;
  7. транспортное средство защищено от угона или вандальных действий посторонни;
  8. место закреплено за конкретным собственником, его не займут посторонние автомобили.

Минусы подземной парковки:

  1. большие финансовые затраты на создание;
  2. многочисленное парковочное оборудование;
  3. стоимость машино-места.

#технология и сервис #подземная парковка #подземный паркинг #парковка