Дом на Турецкой улице / The House on Turk Street, США, 2002
Во времена «сухого закона» в Штатах в литературе, а потом и в кино появился жанр, который назвали «hard-boiled» - «крутосваренный», что-то вроде нуар-детектива. Главным героем, как правило, является не сильно успешный частный детектив или рядовой коп. И он в меру своих скромных сил и весьма условных моральных принципов борется с преступниками. В общем, однозначно «хороших парней» в таких произведениях нет, разве что главному герою сочувствуешь больше. Одним из ярких представителей этого жанра по праву считается писатель Дэшиэл Хэммет (помню, я еще в юности зачитывался единственным изданным в СССР романом Хэммета «Стеклянный ключ»). И хотя Хэммет умер уже давно, он все равно значится в числе соавторов сценария «Дома на Турецкой улице».
Итак, перед нами относительно вольная экранизация романа Хэммета, осуществленная режиссером Бобом Рейфелсоном («Беспечный ездок», «Почтальон всегда звонит дважды»).
Кратко сюжет: Джек Фрайар (Сэмюэл Л. Джексон), полицейский, работающий в отделе по угону авто (далеко не самая престижная полицейская работа), увлекается игрой на виолончели (превед Ростроповичу) и собирается в отпуск на любительский музыкальный фестиваль. Но его намерениям не суждено сбыться - соседка умоляет разыскать ее пропавшую дочь. Совершенно случайно Джек попадает в дом к двум, казалось бы, божьим одуванчикам, пожилой паре мистеру и миссис Куарр (Джосс Экленд, Грейс Забриски). И оказывается, что здесь же гнездится банда Тайрона (Стеллан Скарсгард) - роковая красавица Эрин (Мила Йовович) и психопат Хуп (Даг Хатчисон). Банда намерена ограбить банк и сорвать изрядный куш с помощью продажного банкира Дэвида Брюстера (Джонатан Хиггинс), по уши влюбленного в Эрин. Вопрос в том, будет Джек им препятствовать или помогать? И все начинается...
Конечно, центром всего фильма является трио Джексон-Йовович-Скарсгард. Каждый из них отрабатывает свою роль на 100%. Джек - в общем-то, ревностный служака, но не без эстетства и желания что-то изменить в жизни ("Мне нужны баксы"). Тайрон - циничный вор и бандит, но со своими принципами, покровительственно относящийся к Эрин и Хупу. Эрин - бывшая пианистка-виртуоз из России, чья карьера рухнула из-за интриг, и только помощь Тайрона помогла ей встать на ноги. Вот на психологической игре этих троих, каждый из которых, кажется, вынашивает свой план, и строится весь фильм. А ведь на кону ни много ни мало, 10 миллионов долларов на каждого. Изрядный куш для того, чтобы, как вроде бы планируют наши герои, уехать на Фиджи или Кайманы и безбедно провести остаток жизни.
В фильме масса очень эмоционально сильных сцен, взять хотя бы сцену совместного музицирования Эрин и Джека или истерики Хупа (Хатчисон - молодец!). Поэтому фильм даже сложно отнести к чистому hard-boiled, это скорее психологический триллер с элементами детектива.
Да, и, кстати, божьи одуванчики тоже хороши. Мистер Куарр, пилот, ветеран корейской войны, который и должен всех переправить в райские уголки - этакий постаревший мачо, у которого еще ой как есть порох в пороховницах. Да и женушка ему под стать, весьма боевая старушка.
Надо отдать должное авторам фильма - сюжет лишен морализаторства, как, например, «Весь мир в кармане» Чейза (помните советский фильм «Мираж»?). Я бы сказал, что все-таки главная героиня - это Эрин, Миле Йовович хорошо удается передать образ, уж не сочтите за банальность, загадочной женщины. Ибо до конца непонятно, кто она, с кем она хочет быть, каковы ее истинные мотивы и желания.
Нет, не волнуйтесь, элементов нуара хватает, будут и развороченные пулями тела, и воткнутый в горло штопор и прочие радости. Так что и любители гранд-мочилова внакладе не останутся.
Посему, если вас привлекает такой жанр, сдобренный отличной игрой актером и напряженным психологизмом - добро пожаловать на Турецкую улицу.
P.S. Тот редкий случай, когда Сэмюэл Л. Джексон ни разу не произносит своё знаменитое «мазафака!»
#кинорецензия
#домнатурецкойулице
#thehouseonturkstreet
#сэмюэллджексон
#милайовович
#стелланскарсгард
#hardboiledfiction
#дэшилхэммет