Найти тему
РЕН ТВ

Топ-5 рискованных фигур высшего пилотажа

Оглавление

Вскоре после появления аэропланов пилоты стали задумываться – а что будет, если по пути из точки А в точку Б совершать самые диковинные кульбиты. В начале XX века отчаянные воздухоплаватели начали практиковать фигуры высшего пилотажа, многие из которых известны и сегодня. И зачастую появление необычных элементов прочно связано с именами отечественных пилотов. О некоторых из них рассказали эксперты программы "Тайны Чапман" и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.

Классический "штопор"

"Штопор" – одна из самых известных фигур пилотажа. Чтобы исполнить этот маневр, пилот резко сбрасывает скорость и уводит самолет в крутое пике. Говорят, что первым ее исполнил британский авиатор Уилфред Парк в 1912-м году. Правда, получилось у него это случайно.

Однако уже спустя четыре года осознанно в штопор ушел военный летчик Константин Арцеулов. Внук знаменитого художника Ивана Айвазовского дважды подряд ушел в штопор на высоте 2000 метров и благополучно завершал полет на аэроплане "Ньюпор-XXI".

"Фигура достаточно сложная, но она не на всех даже современных самолетах может выполняться. Потому что иногда самолеты, особенно боевые самолеты, гражданского назначения, они если входят, их вводят в штопор, это фигура такая, когда переворот идет спиралью, снижение, вот достаточно неприятные перегрузки идут", – рассказал заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов.

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

По его словам, при выполнении фигур пилотажа и при срыве в штопор надо строго "выдерживать режимы".

"Петля Нестерова"

Есть в списке фигура с русской фамилией – мертвая петля Нестерова, названная в честь выдающегося летчика.

Долгие годы мертвая петля существовала только на бумаге. Летчики попросту боялись выпасть из кабины при ее исполнении. Однако в 1913 году Петр Нестеров впервые исполнил эту фигуру, даже не пристегнувшись к креслу самолета. Пилот рисковал жизнью не ради красоты или бравады.

"Мертвая петля – когда самолет буквально выполняет такую фигуру в вертикальной плоскости, замкнутого круга даже. И недаром имя Петра Нестерова присвоено такой фигуре. Он ее первый выполнил. И надо понимать, что это почти сто лет назад происходило, когда самолеты были, как мы говорим, этажерками", – добавил Попов.

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

По его словам, выполнение мертвой петли произвело фурор во многих странах мира – люди впервые узнали, что самолет способен выполнять такие фигуры. И петля Нестерова может пригодится в реальных боевых условиях – например, для ухода от противника.

"Кобра Пугачева"

Другой элемент с русской фамилией – "Кобра Пугачева", которую весь мир увидел во время авиасалона Ле Бурже в 1989 году. Тогда исполнить фигуру пилотажа удалось на Су-27.

При выполнении фигуры нос самолета на время задирается вверх, судно тормозит и резко снижает скорость, затем возвращаясь в исходное положение. Такой трюк придумали не для красоты. У него есть боевое назначение. Манёвр подходит для ухода от преследования.

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

"Когда та же кобра Пугачева исполняется, самолет "останавливается", он как бы исчезает на одну, на полсекунды, на полторы секунды с радара самолета противника. И за это время появляется возможность совершить маневр и зайти в хвост атакующего самолета и сбить его", – объясняет военный историк Юрий Кнутов.

При этом выполнить фигуру на европейских или американских самолетах практически невозможно. Секрет – в устойчивости и адаптации российских самолетов, которые исполняли "кобру" без потери пространственной ориентации.

"Чакра Фролова"

На том же парижском авиасалоне, но в 1995 году, была показана "чакра Фролова" фигура высшего пилотажа, при которой судно фактически делает воздушное сальто. Свое название элемент получил в честь летчика-испытателя Евгения Фролова.

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

"Практически на спину падает, как бы кувырок такой. Мне приходилось выполнять эту фигуру пилотажа еще на планерах, да, при, конечно, других уже условиях скоростного напора и так далее. Но это великолепная такая фигура, что сам не понимаешь, как это получается", рассказывает Владимир Попов.

Чтобы повторить такую фигуру, лучше всего держать под рукой российский истребитель четвертого или пятого поколения, которые способны выполнять подобные кульбиты благодаря двигателю.

"Колокол Квочура"

Нельзя забывать и про "Колокол". Эта фигура высшего пилотажа названа так из-за траектории движения, которая напоминает его форму. Самолет взлетает вверх почти вертикально и на максимальной скорости, затем ее резко гасит, отключая двигатели, замирает и на полном ходу мчится к земле.

"Знаменитый, сложный достаточно элемент, который действительно, это семьдесят- восемьдесят градусов тангажа, самолет поднимается интенсивно и начинает снижаться, как мы говорим, "хвостом бежит вперед", потом или отпускает нос и падает вперед, выходит, или же это делается спуском назад плавно, горочкой такой", – добавляет Попов.

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

Иногда фигуру называют "Колоколом Квочура". В 1988 году на авиасалоне в британском Фарнборо Анатолий Квочур первым в мире показал маневр на реактивном истребителе четвертого поколения Миг-29.

"Есть максимальная скорость у самолета, а есть минимальная, которая ограничена как раз очень малым скоростным напором. И на этом малом скоростном напоре ухудшается управляемость, энергетика ухудшается, то есть, энерговооруженность правильней сказать. Потому что требуются большие угол атаки так называемый, когда самолет летит, чтобы удержать подъемную силу", – рассказывает сам Квочур.

Пользу "Колокола" в воздушном бою сложно переоценить. Фигура позволяет самолету зависать на месте и тем самым обманывать радары и ракеты с радиолокационным наведением на цель.

Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в программе "Тайны Чапман" на РЕН ТВ.

#летчики #истребители #высшийпилотаж