Вскоре после появления аэропланов пилоты стали задумываться – а что будет, если по пути из точки А в точку Б совершать самые диковинные кульбиты. В начале XX века отчаянные воздухоплаватели начали практиковать фигуры высшего пилотажа, многие из которых известны и сегодня. И зачастую появление необычных элементов прочно связано с именами отечественных пилотов. О некоторых из них рассказали эксперты программы "Тайны Чапман" и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.
Классический "штопор"
"Штопор" – одна из самых известных фигур пилотажа. Чтобы исполнить этот маневр, пилот резко сбрасывает скорость и уводит самолет в крутое пике. Говорят, что первым ее исполнил британский авиатор Уилфред Парк в 1912-м году. Правда, получилось у него это случайно.
Однако уже спустя четыре года осознанно в штопор ушел военный летчик Константин Арцеулов. Внук знаменитого художника Ивана Айвазовского дважды подряд ушел в штопор на высоте 2000 метров и благополучно завершал полет на аэроплане "Ньюпор-XXI".
"Фигура достаточно сложная, но она не на всех даже современных самолетах может выполняться. Потому что иногда самолеты, особенно боевые самолеты, гражданского назначения, они если входят, их вводят в штопор, это фигура такая, когда переворот идет спиралью, снижение, вот достаточно неприятные перегрузки идут", – рассказал заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов.
По его словам, при выполнении фигур пилотажа и при срыве в штопор надо строго "выдерживать режимы".
"Петля Нестерова"
Есть в списке фигура с русской фамилией – мертвая петля Нестерова, названная в честь выдающегося летчика.
Долгие годы мертвая петля существовала только на бумаге. Летчики попросту боялись выпасть из кабины при ее исполнении. Однако в 1913 году Петр Нестеров впервые исполнил эту фигуру, даже не пристегнувшись к креслу самолета. Пилот рисковал жизнью не ради красоты или бравады.
"Мертвая петля – когда самолет буквально выполняет такую фигуру в вертикальной плоскости, замкнутого круга даже. И недаром имя Петра Нестерова присвоено такой фигуре. Он ее первый выполнил. И надо понимать, что это почти сто лет назад происходило, когда самолеты были, как мы говорим, этажерками", – добавил Попов.
По его словам, выполнение мертвой петли произвело фурор во многих странах мира – люди впервые узнали, что самолет способен выполнять такие фигуры. И петля Нестерова может пригодится в реальных боевых условиях – например, для ухода от противника.
"Кобра Пугачева"
Другой элемент с русской фамилией – "Кобра Пугачева", которую весь мир увидел во время авиасалона Ле Бурже в 1989 году. Тогда исполнить фигуру пилотажа удалось на Су-27.
При выполнении фигуры нос самолета на время задирается вверх, судно тормозит и резко снижает скорость, затем возвращаясь в исходное положение. Такой трюк придумали не для красоты. У него есть боевое назначение. Манёвр подходит для ухода от преследования.
"Когда та же кобра Пугачева исполняется, самолет "останавливается", он как бы исчезает на одну, на полсекунды, на полторы секунды с радара самолета противника. И за это время появляется возможность совершить маневр и зайти в хвост атакующего самолета и сбить его", – объясняет военный историк Юрий Кнутов.
При этом выполнить фигуру на европейских или американских самолетах практически невозможно. Секрет – в устойчивости и адаптации российских самолетов, которые исполняли "кобру" без потери пространственной ориентации.
"Чакра Фролова"
На том же парижском авиасалоне, но в 1995 году, была показана "чакра Фролова" – фигура высшего пилотажа, при которой судно фактически делает воздушное сальто. Свое название элемент получил в честь летчика-испытателя Евгения Фролова.
"Практически на спину падает, как бы кувырок такой. Мне приходилось выполнять эту фигуру пилотажа еще на планерах, да, при, конечно, других уже условиях скоростного напора и так далее. Но это великолепная такая фигура, что сам не понимаешь, как это получается", – рассказывает Владимир Попов.
Чтобы повторить такую фигуру, лучше всего держать под рукой российский истребитель четвертого или пятого поколения, которые способны выполнять подобные кульбиты благодаря двигателю.
"Колокол Квочура"
Нельзя забывать и про "Колокол". Эта фигура высшего пилотажа названа так из-за траектории движения, которая напоминает его форму. Самолет взлетает вверх почти вертикально и на максимальной скорости, затем ее резко гасит, отключая двигатели, замирает и на полном ходу мчится к земле.
"Знаменитый, сложный достаточно элемент, который действительно, это семьдесят- восемьдесят градусов тангажа, самолет поднимается интенсивно и начинает снижаться, как мы говорим, "хвостом бежит вперед", потом или отпускает нос и падает вперед, выходит, или же это делается спуском назад плавно, горочкой такой", – добавляет Попов.
Иногда фигуру называют "Колоколом Квочура". В 1988 году на авиасалоне в британском Фарнборо Анатолий Квочур первым в мире показал маневр на реактивном истребителе четвертого поколения Миг-29.
"Есть максимальная скорость у самолета, а есть минимальная, которая ограничена как раз очень малым скоростным напором. И на этом малом скоростном напоре ухудшается управляемость, энергетика ухудшается, то есть, энерговооруженность правильней сказать. Потому что требуются большие угол атаки так называемый, когда самолет летит, чтобы удержать подъемную силу", – рассказывает сам Квочур.
Пользу "Колокола" в воздушном бою сложно переоценить. Фигура позволяет самолету зависать на месте и тем самым обманывать радары и ракеты с радиолокационным наведением на цель.
Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в программе "Тайны Чапман" на РЕН ТВ.
#летчики #истребители #высшийпилотаж