Найти тему

"Ребёнку чуть больше года, кидается вещами и бьёт нас с женой". Отвечаю, что делать в такой ситуации

В комментариях к одной из моих статей, Анатолий М. задал вопрос:

«…А с какого возраста следует выстраивать границы с ребенком?
Моему чуть больше года, постоянно кидается вещами и бьёт нас с женой.
Жена говорит, что наказывать нельзя, в таком возрасте мозг ещё не созрел.
Вопрос: как правильно вести себя в данной ситуации, очевидно, что он нарушает границы родителей, но непонятно как объяснить в таком возрасте.»

Супруга Анатолия права: ребёнок в этом возрасте только учится познавать свои эмоции и себя самого. Наказывать не просто бесполезно, но и вредно: так строится неверная модель воспитания изначально.

До выстраивания отношений с окружающими ещё очень далеко. При этом, мы не просто смотрим на него «со своей колокольни», но и ждём от него определённых действий, «правильных» с нашей точки зрения.

А что если просто наблюдать за ребёнком? Без ожиданий и уверенности, что ребёнок нам что-то должен.

Здесь очень многое портят сами мамы - я сейчас не о супруге Анатолия. а о тех, с кем работаю в ходе психологической практики.
Общаясь со знакомыми, подругами или родственниками, мы усваиваем определённую модель ИХ поведения.
Читаем литературу и пребываем в полной уверенности, что ребёнок обязан соответствовать каким-то стандартам.

Но если уж даже в вопросах здоровья есть такое понятие, как «вариант нормы», в вопросах психологии и подавно.

И здесь предлагаю подумать над следующими моментами, которые я вынесла в ходе многолетнего опыта наблюдения за детьми:

1. Дети не могут быть плохими. Они хорошие заведомо. И если что-то они делают неверно, значит их такому поведению научили те, кто их воспитывает.

2. Они никогда ничего не делают назло. Даже если их выражение лица в момент негодования заставляет нас так думать.

Дети просто не способны справиться с теми эмоциями, которые кипят внутри. Не знают, как это сделать.
Но, если быть честными, мы и сами не умеем этого. Максимум, что мы можем, это подавлять эмоции и чувства внутри или выплёскивать на близких.

3. Наши дети нам непонятны. У них другой темперамент, иной тип личности, нежели у нас. И их действия просто неясны нам.

Здесь стоит, как я уже говорила просто наблюдать. И принимать мысль: если нам что-то не нравится, это ещё не значит, что это что-то неправильно. Сначала работаем с собой, потом уже берёмся за воспитание.

По итогу – учить ребёнка выстраивать границы необходимо ближе к трём годам. Подробнее я пишу об этом здесь.

А до этого времени стоит набраться терпения и каждый раз объяснять ребёнку: Меня бить нельзя! Мне больно!
Нельзя бить в ответ, одёргивать, ругать.

Важно озвучить ребёнку, что он чувствует и что с этим делать, заменив его действия полезной игрой:

- Смотри, ты злишься, потому что устал.
Я разрешаю тебе злиться, это нормально.
Но давай сделаем это по-другому: покажи, как топают слоники (попрыгай, похлопай в ладоши и т.п.).

А ещё я нашла универсальный способ, как успокоить ребёнка. Его надо просто пожалеть. Не в момент приступа ярости, а спокойно дождавшись, пока ребёнок немного успокоится.

И здесь не имеет значения, прав ребёнок или нет. У взрослого есть опыт, позволяющий взрослому быть мудрее.

Знаете другие способы договориться с ребёнком? Пишите в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки.

Запись на консультацию по номеру 89615538880 (Вайбер, только сообщения).

#саморазвитие #самопознание #семья #дети #воспитание детей #границы #психологические границы #выстраивать границы #родители #детская психология