Найти тему
Гипермышление

Пробуем подход МакКинзи к обучению

Вчера, в день знаний я натолкнулся на интересную статью про то, как МакКинзи ставит цели в обучении. То, что эта компания слов на ветер не бросает - хорошо известно, как и то, что ее советы стоят миллионы долларов, и позволяют сэкономить и заработать на порядок больше того, что было заплачено консультантам. При этом исследовал метод МакКинзи (описан в одноименной книге) и нашел интересный прием, который резонирует с приемом Гипермышления "МЕМ", суть которого разбивать списки максимум на три пункта. (и точка)

И вот во вчерашнем выпуске, МакКинзи выступила с приемом "три на три на три", который предполагает постановку трёх конкретных целей обучения, на три месяца, и привлечение трёх помощников. Аллилуйя!, воскликнул я, неужели они воспользовались Матричным методом Гипермышления!! И вот на основе их подхода я построил матрицу:

Как видите цель обучения в бизнесе сразу упирается и отражается в целях по работе, которые должны быть достаточно напряженными и требовать не только дополнительных усилий (мотивации), но и развития компетенций (способностей).

Что касается новой модели поведения, то это необходимое условие для достижения более напряженных целей, и это же есть результат обучения - отработка умений, приобретение навыков и развитие способностей.

Собственно здесь как раз все понятно с т.з. работников или специалистов, но вот если мы берем руководителя подразделения или бизнес-единицы, то здесь ситуация аналогичная, только вот вопрос новой модели поведения как бы требует как раз привлечения человеческого фактора: союзников и помощников.

Как можно заметить я не стал подходить линейно, а попробовал раскрыть, детализировать и качественно поделить цели, модель поведения и роли союзников в обучении.

Следует отметить, что такой подход очень близок к процессу обучения в университете, с некоторыми различиями:
1. семестр длится не три месяца, как рекомендовано, а четыре;
2. результаты обучения проявляются не в конкретных показателях деятельности компании, а в непосредственно в решении задач и ситуаций;
3. союзники в процессе обучения предопределены - это преподаватель, а также другие студенты группы (и особенно в малой группе);
4. методический и технологический вопрос связанный с изменением поведения (обучением и научением) определен преподавателем;

В связи с этими отличиями, я вывел за рамки "цели для роста" по работе, обозначив в виде целей обучения на курсе прежде всего приобретение навыков, отличительных черт характера и развитие качеств (в том числе развитие сильных сторон). По сути это новая модель поведения, только не привязанная к конкретной организации/работе/показателям.

Аналогичным образом, пришлось добавить способы (подходы, методы и технологии) обучения, которые лучше всего справляются с решением поставленных задач:
- упражнения помогают развить определенные умения и навыки;
- взаимодействие с другими людьми помогает отточить характер;
- ситуации требуют действий, понимания и проявления себя;

В результате исходная матрица (подход "три на три на три" МакКинзи) преобразилась под задачи образовательного учреждения, учебный процесс и задачи преподавателя, который ведет тот или иной курс.

-2

В новой матрице я решил оставить часть связанную с привлечением трех помощников не смотря на то, что формально есть преподаватель.
-1- преподаватель может пребывать в разных ролях;
-2- обучение может проходить в малой группе, от других студентов;
-3- преподаватель может приглашать практиков, экспертов, бывших студентов, заказчиков, собственников бизнеса и "product owner" и др. интересных лиц для решения задач обучения.

В общем, обучение - это не то, "что и как" делает преподаватель, а это то, "что и как" делает ученик.

...

ИП/2022/09/02

-3