Слово “Эммануил”, означающее “Бог с нами”, в Библии встречается четыре раза. Трижды (Ис. 7:14; 8:8, 10) оно имеет, главным образом, негативный, разрушительный смысл: Бог с нами, чтобы покарать нас. Один раз (Мф. 1:23) у него позитивный, конструктивный смысл: Бог с нами, чтобы благословить нас.
Бог с нами, чтобы покарать нас
В Ис. 7:14 первое употребление слова “Эммануил” содержит в себе смешанное благословение. Царь Ахаз был вероломен. Бог послал к нему Исаию с известием, что Сирии и Израилю не будет позволено овладеть Иудеей - царством, которым правил Ахаз. Будучи нечестивым идолопоклонником, Ахаз пренебрег словами Исаии, ибо лукавый царь не верил в Бога.
Исаия предложил Ахазу просить любого знамения для доказательства того, что Бог избавит Иудею. “Проси или в глубине, или на высоте”, - сказал Исаия (Ис. 7:11). Но Ахаз отказался. В переговорах, целью которых было подкупить могущественную Ассирию и сделать ее своим союзником против Сирии и Израиля, он воскликнул с лицемерной набожностью: “Не буду искушать Господа” (Ис. 7:12). Бог устал от такого вероломства; Он помогал царю, но Его терпению пришел конец. Он объявил, что даст нечестивому Ахазу непрошенное знамение, знамение кары: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7:14). Какая-то известная молодая женщина, ха'альма, то есть “молодая женщина”, “девушка”, или “девственница”, станет матерью и назовет своего ребенка Эммануил, что значит “Бог с нами”. Альма этимологически может означать молодую замужнюю или незамужнюю женщину (как элем, юноша, 1 Цар. 17:56; 20:22), но ни один библейский контекст не указывает на замужнюю альма. Одно общее толкование для семи ветхозаветных случаев употребления слова альма (Быт. 24:43; Исх. 2:8; Пс. 67:26; Прит. 30:19; Песн. П. 1:3; 6:8; Ис. 7:14) - “достигшая брачного возраста, но незамужняя”. Использование слова альма (а не ишша, что значит “женщина, жена”, или негеба, “особа женского пола”) указывает на то, что в Ис. 7:14 имеется в виду незамужняя девушка. Это, однако, не означает, что для дней Ахаза было предсказано непорочное зачатие. Текст лишь говорит, что та, которая была девственницей, когда Исаия писал эти строки, позже станет матерью. В случае с Марией и Иосифом все совсем по-другому. Никакое толкование, кроме непорочного зачатия, не подходит к контексту Мф. 1:23. (Порой слова имеют редкое употребление. Слова бефула и парфенос, которые, как обычно считается, характеризуют девственность, иногда употребляются и по отношению к недевственницам; Иоил. 1:8; Быт. 34:3; LXX). В дни Ахаза это имя говорило о наказании. Бог нашлет на Иудею голод, мучение; земля зарастет терновником и колючим кустарником. Непосредственная угроза Ахазу будет устранена, но за нечестивость и двуличие его ждет возмездие: Бог позволит Ассирии овладеть иудейскими городами и взять в осаду сам Иерусалим. Последует голод. Если человек сохранит корову и найдет дикий мед за городом, то сможет продержаться на скудном пайке из сыра и меда. Особый сын Эммануил, пророческое знамение, сам будет питаться этой скудной пищей. Поэтому контекст первого употребления слова “Эммануил” горько-сладкий - но в большей степени горький.
Второе употребление слова “Эммануил” (Ис. 8:8) является частью того же контекста. Именем Эммануил названа сама иудейская земля, то есть земля, которую посетил Бог для наказания иудеев.
Подобным же образом и третий случай употребления слова “Эммануил” (Ис. 8:10) возвещает горечь страдания и является частью той же ситуации, в какой встречаются и два предыдущих. Смятенные и обеспокоенные иудеи будут тщетно советоваться, как победить Ассирию, ибо - вот он, Эммануил! Бог был с Иудой в виде теснящего языческого войска, и Божье решение не могла расстроить даже самая блестящая стратегия иудеев.
Вряд ли можно найти что-то приятное в любом из трех ветхозаветных случаев употребления слова “Эммануил”.
Бог с нами, чтобы благословить нас
Изучающие Библию уже давно заметили, что в некоторые Писания намеренно заложены два значения: ближайшее и отдаленное. Ис. 7:14 - самый известный из таких отрывков. В дни Ахаза нареченный Эммануилом ребенок был знаком, что Бог был с Иудой для наказания. Однако в Писании VIII века до н.э. скрыто иное пророчество. В дни Иосифа и Марии должен был родиться другой ребенок по имени Эммануил (Мф. 1:23). Он также должен был служить знамением, и не только Своим именем, но и тем, что у Него не будет земного отца. Он - истинный “Бог с нами”.
Если бы у Иисуса был земной отец, тогда бы Он был Эммануилом, “Богом с нами”, в том же смысле, что и предыдущий ребенок. Он был бы таким же, как все другие сыновья двух родителей, и не имел бы уникальности. Поэтому в наречении Иисуса Эммануилом кроется нечто гораздо большее, чем в наречении ребенка VIII века до Р.Х. Неизвестный юноша в дни Ахаза сам по себе вовсе не был уникальным; лишь его имя знаменовало Божий гнев. А хорошо известный юноша в дни Иосифа был уникален Сам по Себе; Он был более, нежели знамение, содержащееся в Его имени; Он был Бог, пришедший на землю во плоти.
Ничто в Ис. 7 и 8, где встречается имя Эммануил, не сравнится по красоте мысли со славой Эммануила в Мф. 1:23. В новозаветном употреблении Бог пришел к нам не для того, чтобы “судить” (Ин. 3:17), а чтобы мы были “спасены чрез Него”. Ветхозаветное употребление имени “Эммануил” имело лишь узкое, местное значение для “дома Давидова” (Ис. 7:13), тогда как его новозаветное употребление имеет значение для “всего мира” (1 Ин. 2:2).
Вот Он, Эммануил! Точный образ ипостаси Божьей стал плотью (Евр. 1:3; Ин. 1:14). Тот, кто был Богом, пришел к Своему творению и стал причастным плоти и крови (Ин. 1:1, 11; Евр. 2:14). “В Нем обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2:9). Бог был во Христе (Ин. 10:37, 38; 14:10, 11, 20). Мы читаем: “...Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения” (2 Кор. 5:19).
#Иисус #христос #иисусхристос #господьиисусхристос #иисусгосподь #эммануил #мессия #машиах #пророчество #пророчества