Найти в Дзене
SMART&ART

Как помочь ребенку полюбить школу

Оглавление

Лучшее, что могут сделать родители после начала учебного года – помочь школьнику в психологической и интеллектуальной адаптации. Автор методики развития памяти и внимания Лариса Шелудченко рассказывает, как поддержать, не навредить и разглядеть проблему вовремя.

Психика: три главных страха школьника

Чаще всего дети сталкиваются с тремя страхами перед первым сентября: страх нового, страх неудачи и страх одиночества. Не всегда ребенок осознает, какие проблемы возникнут в его жизни. Он думает, что пойдет в школу и это сделает его взрослым, однако, часто дети не представляют, что же там в этой школе происходит. Очень важно поговорить с ребенком и объяснить: что такое школа, как там все устроено, что такое оценки, как вы относитесь к отметкам, кто его будет встречать после школы и так далее. Будет полезно сходить в школу, чтобы хотя бы увидеть, как она выглядит, а еще лучше – показать ее изнутри. Подготовительные занятия в школе перед первым классом также помогут быстрее адаптироваться: найти друзей, познакомиться с учителями, сориентироваться в здании.

-2

Интеллект: проблемы первоклассника

Случается, что требования, которые родители предъявляют к ребенку, невыполнимы. Не потому, что ребенок ленится, а потому что физиологически он еще не совсем готов к школьным нагрузкам. В большей степени с обучением, способностью планировать и организовывать собственные действия связаны лобная доля головного мозга, передняя часть, боковые части, а также височная и теменная доли. Очень часто неусидчивость ребенка и нарушения поведения связаны с тем, что эти зоны еще не до конца сформированы – важно понимать, что это не нарушение развития, это вариант нормы.

Также одна из частых проблем, с которыми сталкиваются родители – ребенок недостаточно быстро осваивает материал. Это может быть связано с мозолистым телом, которое отвечает за связь полушарий, за центральные и прецентральные извилины. Также необходимо помнить, что многое зависит от работы нервной системы. Чтобы помочь ребенку увеличить скорость обучения, можно ввести в занятия тренировки в игровой форме с секундомером. Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их. Нельзя начинать сразу со сложных задач – это сформирует у ребенка невроз. Одно из упражнений с секундомером на развитие скорости и тренировку внимания – это поиск. Искать можно букву или определенное число – для этого возьмите лист бумаги и в хаотичном порядке расположите на нем буквы и цифры разных размеров и ищите их по очереди – один называет число или букву, второй ищет на скорость и найдя, вычеркивает. Если в занятие вовлечены родители, оно будет восприниматься ребенком как игра, что снимет лишний стресс. Еще можно искать деталь на картинке или предметы, спрятанные на видном месте в комнате.

-3

Чтение – еще одна сложность, с которой сталкиваются первоклассники. Если ребенок испытывает серьезные проблемы с чтением, это может быть сигналом нарушения или недостаточного развития лобной зоны, зоны Брока и зоны Вернике. Это значит, что могут быть проблемы с передачей зрительных образов от глаза и зрительной коры к зонам, которые отвечают за восприятия символов и знаков. Могут иметь место фонематические нарушения работы слуха и осмысления прочитанного.

Три совета родителям

1. Никогда не смейтесь над ошибками ребенка, даже если это кажется очень милым и забавным. В будущем неосторожный смешок может сформировать страх выступления перед публикой, страх ошибки и даже страх обучения новому.

2. Превращайте обучение в игру, не придавайте занятиям излишнюю серьезность. Новая информация воспринимается гораздо легче и эффективнее, когда психика находится в расслабленном состоянии. Форма обучения должна быть приятной ребенку, тогда вы сможете избежать невроза и негативного отношения к учебе.

3. Разговаривайте с ребенком и обсуждайте все. Обсуждайте школу, мультфильмы, спрашивайте, как прошел день. Может казаться, что это обычные разговоры, но с их помощью вы сможете снять лишний стресс и помочь ребенку тренироваться в изложении своих мыслей. С точки зрения физиологии – это тренировка речевых зон головного мозга.