Кем вы работаете?
Это простой и привычный вопрос, его почти всегда задают при знакомстве. В нашей культурной среде вопрос «Кто вы?» – это обычно вопрос о том, кем вы работаете. Наверняка, вы и сами интересуетесь профессией человека при знакомстве, после чего мысленно достраиваете его образ – уровень дохода, место в обществе, успешность.
Такой подход снижает мотивацию. Если вы не на высокой должности, то чувствуете себя неудачником и хотели бы оказаться на месте того, кто, наверное, с гордостью отвечает на вопрос о профессии. Если получаете ту самую престижную должность – появляется новый горизонт или столько проблем, что недовольства становится еще больше. Проблема в том, что идеализация должности или профессии сочетается с ложным представлением о «работе мечты». Нам кажется, что идеальная работа – это комфорт без усилий.
Речь не только о высокой должности. Гордиться можно и работой по призванию. Существует идея, что у каждого есть свое предназначение, работа, для которой он появился на свет. Идея хороша, только она тоже вызывает ложные ожидания о счастливой работе без усилий. При таком подходе вы будете уходить с каждого рабочего места при первой же сложности, искренне считая, что это «не ваше».
Проблема нашего менталитета
Проблема нашего менталитета связана еще и с установкой, что работа Проблема нашего менталитета связана еще и с установкой, что работа должна быть не интересной, а хорошо оплачиваемой. С детства детей нацеливают на высокооплачиваемую работу, забывая объяснить ценность каждой работы, как и то, что работа может и должна быть интересной. Детей учат ценить любую профессию и любой труд, желая им, чтобы «любой» труд выполнял кто-то другой, а сам он получил не интересную или любимую работу, а работу, где больше платят.
Мотивация страдает там, где ожидания никогда не могут совпасть с реальностью. Сам по себе финансовый успех или социальная престижность не дают удовлетворения от работы, а интересная работа – это не та, где не бывает тяжело или некомфортно. Иногда достаточно донести до сотрудников эти истины, чтобы они перестали гнаться на несуществующим идеалом.