Найти тему
Жизнь в движении

Мощный и впечатляющий исполинский "атомный" маяк Анива МинОбороны СССР на краю земли

В этом на туманном и загадочном месте на самом юго-востоке Сахалина, где буйствуют мощные подводные течения, гуляют сильнейшие шторма и сходятся воды Охотского и Японского моря, расположился один из самых впечатляющих и труднодоступных маяков мира.

Это уникальное сооружение впечатляющих размеров расположилось в труднодоступном месте Сахалина на совершенно небольшой скале Сивучья в десятках метров от мыса Анивы.

Анивский маяк возвели японцы в далёком 1939 году, когда Южный Сахалин после проигранной Русско-Японской войны 1905 года находился под контролем Японии.

Для той эпохи это было настоящее чудо инженерной мысли и техники. Округлый бетонный силуэт Анивы с потрясающим эркером буквально вырастает из Сивучьих скал.

-2

Возвести невероятно сложное техническое сооружение высотой 31 метр на малюсеньком пятачке не отважился тогда никто кроме молодого японского архитектора Миуру Синобу. Все необходимое для стройки доставлялось исключительно морем.

Да и спустя 80 лет добраться сюда всё также не просто. Никаких дорог до Анивы не появилось - непроходимые скалы и тайга. И последние 40 километров проходят только по Охотскому морю.

-3

Почему этот маяк японцам был жизненно необходим, что решились на такой сложнейший проект?

Район Анивского залива известен был своими сложнейшими условиями для судоходства - отмели, меняющиеся течения, мощные густые туманы, сильнейшие шторма и отвратительная видимость. Не один десяток судов потерпели здесь крушение и были выброшены на прибрежные скалы.

А чем же ещё уникален маяк кроме своего положения?

Дальностью прожектора луч которого бил на 28км вдаль и мощной акустической системой, которая издавала мощный звуковой сигнал во время густых туманов.

Ретро-фотография фотографии полувековой давности с маяка Анива
Ретро-фотография фотографии полувековой давности с маяка Анива

Башня Анивского маяка состояла из девяти этажей с здоровенной боковой пристройкой. На цокольном этаже "сердце маяка" - дизельные генераторы с батареями. На первом этаже был склад и кухня, на втором этаж - помещение для радиосвязи. Жилые комнатушки располагались с третьего по пятый этажи

Цокольный этаж был оборудован дизельными двигателями и аккумуляторами. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, на втором — радиорубка, аппаратная и вахтенная. Жилые комнаты, способные вместить 12 человек, были на третьем, четвертом и пятом — по одной на этаж. Шестой этаж - кладовая, на седьмом была установлена акустическая сирена, восьмой этаж — склад горючего.

-5

На девятом последнем этаже был установлен хитрый вращательный механизм световой кабины - маячной оптической системы. Хитрость была в том, что осветительная система была в чаше с ртутью и этот жидкий металл был чем-то вроде подшипников. А в движение вся эта сложная механика приводилась подобием часового механизма, который заводили каждые три часа.

По центру башни была труба с маятником и на конце здоровенная 270кг гиря как в часах-кукушке. Гиря постепенно опускалась и световая кабина маяка вращалась.

-6

Японцы подошли и к вопросу быта весьма основательно. В здание маяка была канализация, водопровод, на некоторых этажах печки, а на нижних этажах вместо окон использовали корабельные иллюминаторы.

Нетрудно догадаться, что основной задачей смотрителей маяка было заводить механизм и обслуживать дизельные генераторы, питающие лампу маяк и акустическую систему для звукового сигнала.

Предполагалось, что на маяке смогут жить до 12 человек персонала.

-7

Но японцы пользовались своим мощным сооружением совсем недолго. После окончания Второй Мировой войны Сахалин и Курилы полностью отошли Советскому Союзу, а маяк перешёл в ведение гидрографической службы Тихоокеанского флота МинОбороны СССР.

Маяк стал военным объектом и порядки установились соответствующие.

В конце 1960-х годов маяк основательно укрепили, заменили маятниковый механизм на электромотор и суровый быт смотрителей стал попроще.

-8

А потом пришли новые ядерные технологии. В начале 1990-х военные установили на Аниве автономный радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ) или по - простому "атомную" батарейку.

Понятное дело, что смотрители маяка теперь стали не нужны, как и дизельные генераторы. Так маяк стал необитаемым, но пока ещё живым.

"Атомные" батарейки могли работать до 20 лет без обслуживания и в те годы применялись на многих подобных объектах в Арктике и даже Антарктике.

-9

В 2006 году срок службы батарейки истёк и военные сняв оборудование всё вывезли с Анивы.

Вся навигация теперь идёт по спутникам, картам, локаторам и прочему оборудованию и луч Анивы теперь уже никому не нужен.

С тех пор этот уникальный объект оказался уже полностью заброшенным и покинутым, разрушаемый стихией и потянувшимися сюда людьми.

Зато комнатушки и балконы Анивы понравились чайкам. Они с большим удовольствием заселились в брошенного исполина и сейчас претендуют на единственных законных жителей этих мест.

Маяк тем временем стремительно разрушается под воздействием природы и...туристов. А туристов сюда завозят буквально моторками и нескончаемым потоком.

-10

А ведь маяк до сих пор принадлежит Министерству Обороны и стоит на балансе Тихоокеанского флота.

Хорошо бы отреставрировать этот уникальные памятник культуры и не дать ему окончательно сгинуть в пучине истории.

Тем более, что и сама локация и башня Анивы на скале Сивучья включена National Geographic в ТОП-5 самых красивых маяков в мире.

-11

К слову, про маяк Анива и про другие мощные заброшки нашей страны я буду рассказывать на своём выступлении на слете туристов и путешественников "Под Рюкзаком".

Мероприятие пройдет с 16 по 18 сентября на площадке "Дикая Мята" под Тулой.

Приезжайте, будет много интересных тем про туризм в России и много интересных спикеров. Не пожалеете :)

----

Не забывайте ставить лайк и подписывайтесь на канал — дальше будет много интересного