Сегодня мы расскажем про заброшенную Техническую Ракетную Базу межконтинентальных баллистических ракет Р-16У при расформированной в 1977 г. боевой стартовой позиции шахтных пусковых установок группового старта 551-го ракетного полка 47-й ракетной дивизии 53-й ракетной армии РВСН.
Историю 551-го ракетного полка мы уже писали в наших статьях о самой шахтной позиции и её подземном гарнизоне.
Вкратце напомним, что полк был сформирован в 1960 г. и состоял из двух дивизионов, но при сдаче на боевое дежурство 2-го дивизиона в 1964 г., дивизионы были преобразованы в полки. Второй дивизион сохранил за собой номер полка, став именоваться 551 ракетным полком в.ч. 44201 с позывным "Графика" или так называемой "13-й площадкой".
В 1977 г. полк сменил позывной на "Язычник", а номер части на в.ч. 49518.
Ну а в октябре 1977 г. полк был снят с боевого дежурства, перевооружён на ПГРК РСД-10 "Пионер" и передислоцирован в другой позиционный район.
Позже часть досталась другим родам войск, которые окончательно покинули её лишь в 2010-х гг.
А неподалёку от БСП полка располагалась техническая территория, включавшая в себя Техническую Ракетную Базу, на которой хранились и обслуживались ракеты, а также Ремонтно-Техническую Базу, на которой хранились и обслуживались ядерные боевые части ракет, но о ней мы расскажем в отдельной статье. Так вместе эти две базы составляли одно из подразделений 1527-й Подвижной Ремонтно-Технической Базы в.ч. 54166, хотя подчинялись разным управлениям со своими командирами.
Территорию опоясывали ряды периметров, а подступы прикрывали огневые точки.
Кольцо периметров смыкается у главного въезда, где когда-то стояли ворота. Можно заметить отсутствие привычного домика караула на КПП.
Это потому, что он здесь подземный, а вход в него прикрывала стенка с амбразурами.
Заходим за стенку.
И за дверьми видим спуск под землю.
Лестница приводит к арочному сооружению из быстровозводимых сборных железобетонных конструкций, но все перегородки здесь уже порушили при рекультивации.
Выходим обратно на поверхность.
И движемся дальше по дороге.
Здесь у перекрёстка дорог стояло небольшое наземное здание. Пару лет назад его разобрали на кирпич.
И судя по остаткам расставленной мебели в паре уцелевших кусков комнат, крушили его прямо со всем содержимым.
Здесь на разъезде вдоль выезда к гарнизону расположено ещё одно сооружение, которое обычно не встречается на таких ТРБ при ШПУ Р-16. Вероятно в нём укрывались тягачи, доставляющие ракеты на позицию.
Оно сквозное и имело по торцам по два въезда.
Сооружение представляет собой примерно 70 метровый зал с двумя вентканалами вдоль стен.
И небольшой расширительной камерой с вентшахтой.
Позже выезды с обратной стороны были замурованы.
От сооружения ведёт дорога в подземный гарнизон, о котором мы уже писали.
Вернёмся обратно на перекрёсток, где по левую сторону был ещё один небольшой наземный домик.
Что здесь было изначально сказать затрудняемся.
Но позже здесь обустроили склад спирта.
И баню.
Теперь пройдём прямо от перекрёстка до следующей развилки. Кстати все дороги здесь не из простых бетонных плит, а из отлитых на месте усиленных, способных выдерживать ракетовоз с тяжёлой МБР.
По правой стороне располагалось двухэтажное "Сооружение-1" Монтажно-Испытательного Корпуса, где ракеты проходили обслуживание и подготовку перед выдачей на позицию.
Ворота конечно не сохранились.
Половину сооружения занимает просторный зал регламентных работ.
А по правую сторону и с торца располагались два этажа помещений.
Где были различные вентиляционные системы.
Мастерские.
И прочие технические помещения.
Лестницу на второй этаж спилили черметчики, но оставили взамен деревянную.
Вид на зал сверху.
Верхний этаж.
Здесь была ещё одна межэтажная лестница.
Пустота и разруха.
Слева по развилке располагалось "Сооружение-2", в котором хранились ступени ракет на грунтовых тележках.
Снова два въезда.
Просторный длинный зал.
В котором остался всякий хлам.
В конце зала просто небольшой бетонный выступ.
Вновь возвращаемся на центральную дорогу и движемся дальше.
Справа выглядывает ещё один вход под землю.
Ведущий в крохотное убежище личного состава.
А ещё чуть дальше располагалось сооружение защищённой трансформаторной подстанции.
Причём на момент съёмки она всё ещё гудела.
А внутри всё оставалось целым.
Ну а дальше дорога уходит на отдельную техническую.территорию РТБ, о которой мы напишем в другой раз.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.