Феноменология
Все, что мы видим, переживаем — суть феномены. Как мы можем
их понять? Феноменология — это некоторая форма познания. Это не
способ рефлексии. Это не теория восприятия. Это школа восприятия.
Есть некоторые принципы, которые являются общими для всех
направлений феноменологии. К ним относится, например, великое
положение Гуссерля «назад, к самим вещам!».
Лэнгле А. Феноменологический подход
Феноменология – это исследовательский инструмент, который используется как способ рассказать о природе того, что значит быть человеком. Короче говоря: вы когда-нибудь просто задумывались о том, что вы чувствуете чувственно, эмоционально, психологически и т. д.? Или наблюдаете за тем, насколько странной является жизнь? Это очень похоже на французский импрессионизм, он сосредоточен на впечатлении от мира. Каждый из нас вписан в круг повседневной жизни, и мало кто всерьез будет задумываться над тем, что такое стол и каким образом он дан моему сознанию. А вот феноменологи задумались и столкнулись с проблемой невозможности формулирования однозначного ответа на эти вопросы. Существует два принципиально различных способа понимания мироустройства, или, если угодно, две установки: естественная и феноменологическая. Естественная установка гласит: вещи существуют сами по себе, как объективная физическая реальность, вне зависимости от моего сознания. Феноменологическая установка утверждает обратное: вещи даны мне посредством моего сознания, поэтому я имею дело не с вещами, как они есть, а с их образами, которые существуют в моем сознании. На первом курсе студенты изучают философию и учение Платона о природе вещей. А уже на втором постигают сложности рецептивных практик.
Вот цитата из Феноменологии (Стэндфордская энциклопедия философии)
«Классические феноменологи практиковали три различимых метода.
1 - Мы описываем тип опыта так, как мы находим его в нашем собственном (прошлом) опыте. Таким образом, Гуссерль и Мерло-Понти говорили о чистом описании пережитого опыта.
2 - Мы интерпретируем тип опыта, связывая его с соответствующими особенностями контекста. В этом ключе Хайдеггер и его последователи говорили о герменевтике, искусстве интерпретации в контексте, особенно в социальном и лингвистическом контексте.
3 - Мы анализируем форму типа опыта. В конце концов, все классические феноменологи практиковали анализ опыта, выделяя примечательные особенности для дальнейшей разработки ”.
Суть феноменологии в том, что происходящее – это изучение собственного опыта, будь то в прошлом или настоящем времени, а также диагностика того, что происходит. Итак, есть несколько способов, которыми феноменология может повлиять на выводы, к которым мы приходим.
Феноменология, отнюдь не устаревшая и неактуальная методология, сегодня занимает лидирующие позиции. Мы используем ее в журналистике, для обоснования наших политических и социальных идеалов, в религии, литературе и т. Д. Это действительно поэтический и подходящий подход к пониманию различных условий того, что значит быть живым и иметь высшее мышление. Замечательно то, что эти условия и переживания постоянно меняются и разворачиваются непредсказуемым образом, и занятия феноменологией – это способ навсегда связать эти чувства.
Продолжение в следующей заметке.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ