Последние солнечные дни создают какое-то меланхоличное чувство. Конец лета и начало осени - это период, когда мы можем чувствовать себя немного счастливее, чем в остальное время года. Это время оказалось источником вдохновения для многих художников и писателей.
Давайте посмотрим на эти 5 летних картин, которые были сделаны в конце 19 - начале 20 века. Это был расцвет импрессионизма и постимпрессионизма. Импрессионисты рисовали на пленэре, они доставали свой портативный мольберт, кисти и тюбики с краской, чтобы запечатлеть краски момента. Просто взглянув на эти работы, вы можете почувствовать солнечный свет!
1. Воскресный день на острове Ла-Гранде-Жатте, автор Жорж Сера
Эта освежающая картина Жоржа Сера очень хорошо передает игру света, она делит холст на верхнюю часть, залитую солнечным светом, и переднюю часть, где люди стоят в прохладной тени. Вы заметите, что цвета словно вибрируют. Это потому, что художник нарисовал точки контрастных цветов рядом друг с другом. Этот стиль называется пуантилизмом, благодаря которому оттенки выделяются сильнее.
Как следует из названия работы, мы видим, как люди проводят выходной день. Воскресенье было днем, когда парижане спасались от шума, суеты и городской жары на острове Ла-Гранде-Жатте. Отдыхающие могли наслаждаться прохладным бризом, дующим с Сены, и гулять в тени густых деревьев.
Художник несколько раз рисовал Сену. На картине "В воскресный день" отдыхающие изображены официально, и, за исключением нескольких гребцов и парусных лодок, никто не купается.
Это резко контрастирует с другой картиной Сера "Купальщицы в Аньере". Есть предположение, что Сера хотел показать высшую буржуазию в первой картине, в то же время он изобразил представителей рабочего класса в "Купальщицах в Аньере", и таким образом хотел охарактеризовать их образ жизни.
2. "Женщина с зонтиком" Клода Моне
Клод Моне известный своими величественными картинами с водяными лилиями, на этой картине изобразил свою жену Камиллу и их сына Жана в ветреный летний день. Сильные мазки кисти заставляют вас почувствовать ветер. Восходящая перспектива, в которой Моне нарисовал эту работу, замечательна и делает ветер, дующий в платье женщины, более заметным.
Длинная тень, падающая на зрителя, показывает, что действие происходит около полудня. Миссис Моне защищает себя от солнца зонтиком. Моне, должно быть, очень понравилась эта работа, потому что примерно десять лет спустя, когда он женился во второй раз, он изобразил свою дочь Сюзанну похожим образом.
3. "Роскошь, спокойствие и удовольствие" Анри Матисса
Анри Матисс написал эту прогрессивную постимпрессионистскую работу на Французской Ривьере, и вы можете видеть это по фейерверку красок, которые он использовал. Теплый солнечный свет придает миру Матисса красивый блеск. Оттенки, которые он выбрал для неба, похожи на радугу. Художник использовал быстрые мазки кистью, которые усиливают летний свет.
Как и в работах Сера, Матисс размещал цветные точки рядом друг с другом, но делал это более спонтанно, менее технично, чем Сера. В результате кажется, что свет больше движется по всей картине. Забавный факт, Матисс начал эту работу летом, но фактически закончил ее в своей студии зимой.
4. "Порт Коллиур" Андре Дерена
Эта работа также была сделана под солнцем южной Франции. Вид на гавань переносит вас в солнечные летние дни, наполненные разноцветными всплесками.
Андре Дерен и Анри Матисс регулярно рисовали вместе, и вы можете ясно видеть, что они повлияли друг на друга. Они использовали те же несмешанные цвета и быстрые мазки кисти. Матисс пригласил Дерена приехать и рисовать в Коллиур, портовую деревушку недалеко от испанской границы, потому что там сильный свет и яркие краски. Они рисовали вместе два месяца, максимально используя свое время, изображая местность. Помимо различных видов гавани, Дерен также изобразил горные окрестности близ Коллиура, в то время как Матисс нарисовал несколько уличных видов деревни.
Сотрудничество между этими двумя художниками привело к появлению нового жанра живописи - фовизма. Искусствовед придумал этот термин после просмотра их работ, которые ему, вероятно, не понравились. Поэтому он назвал их “дикими зверями”. Этот жанр просуществовал недолго, после чего и Матисс, и Дерен сменили свои стили живописи.
5. "Пшеничное поле со жнецом" Винсента ван Гога
Проходящий в самом конце лета праздник урожая вдохновил многих художников на создание идиллических деревенских пейзажей. Винсент ван Гог мог изобразить сельскую жизнь, как никто другой. Южные солнечные регионы Франции вдохновили его на создание множества красочных работ.
В это время он проходил лечение в психиатрической больнице. В письмах, которые он писал своему брату Тео, он объясняет, как появилась эта картина. Из своей палаты в больнице он посмотрел на поля и увидел человека, срезающего пшеницу, как метафору дьявола. Он пишет:
"Я вижу его как образ смерти в том смысле, что люди - это пшеница, которую срезают… Но эта смерть не печальна, она происходит при ярком свете солнца, которое освещает все вокруг светом, подобным чистому золоту".
Письмо Винсента ван Гога Тео ван Гогу, 1889 год
Пугающий образ в голове Ван Гога приобретает позитивный оборот благодаря теплым летним цветам.