С интересом наблюдаю, как вокруг первого сентября в социальных сетях (особенно в запрещенном нынче фейсбуке) звучат стоны сорокалетних и пятидесятилетних дяденек и тетенек, как их травмировала школа. Каждый год они неустанно пишут об этом, а болезненный опыт сорокалетней давности обрастает все новыми кровавыми подробностями. Подобные посты стабильно получают кучу поддерживающих комментариев от таких же бедолаг (многие популярные психологи, кстати, типа Петрановской, очень тоже любят эксплуатировать эту тему, видимо, подстраиваясь под ожидания своей целевой аудитории - тревожных родителей).
В принципе, это, конечно, свободный выбор – страдать десятилетиями или нет (хотя, на мой взгляд, проще и дешевле во всех смыслах обратиться к помогающему специалисту). Но мода на стенания и публичное расковыривание своих душевных ран в определенных кругах не проходит.
Но мне хотелось бы поговорить не совсем об этом.
Первый класс, безусловно, это большой стресс и для ребенка, и для родителей. Новый этап, который требует переформатирования привычек, режима, ежедневной рутины всей семьи.
Я вижу, как многие молодые (и не очень) родители пытаются экстраполировать свой печальный опыт на жизнь детей. Приведу примеры того, что сама слышу от знакомых родителей: «мне было плохо в школе», «в школе скучно и бесполезно», «там уравниловка и всех превращают в серую массу». И вот эти ожидания и установки глубоко токсичны - дети, совсем еще маленькие, идут в школу заведомо настроенные на ужас, или скуку, или бесполезное времяпровождение. И с такими установками довольно непросто успешно встроиться в новую систему, встретить друзей, подготовиться к восприятию учебного материала.
Когда я сама шла в первый класс в тысяча девятьсот мохнатом году, кто-то из родственников успешно внушил мне мысль, что в школе будет непросто, что учеба – это вообще очень тяжелый труд. И я каждый день шла в школу в ожидании, когда же оно начнется, а мы все упорно, как дураки, рисовали черточки и кружочки в клеточках. («Тяжело» на самом деле началось для меня лично только в одиннадцатом классе, когда стали проходить по алгебре интегралы, до этого трудностей я так и не встретила, но стресс от ожидания присутствовал постоянно).
Когда мой старший сын шел в школу, я почему-то была запугана популярными историями о царящем повсеместно школьном буллинге и агрессивных детях, поэтому я отдала ни в чем не повинного ребенка в очень странную частную школу. В итоге потратили зря кучу денег и остались недовольны ни уровнем учителей, ни их отношением к детям, во второй класс сын перешел в государственную школу (языковую гимназию).
Детей, безусловно, по жизни ждут сложности, от которых не уберечь (и которые они вынуждены будут пройти и преодолеть так или иначе). Но зачем изначально нагружать ребенка негативными установками? (Ну и простите проявление мифологического сознания, я таки уверена, что ожидание плохого как-то притягивает неприятные события в нашу жизнь).
К тому же сейчас, в отличии от советского и постсоветского времени, есть огромный выбор и школ, и самих форм обучения. И это очень хорошо.