Найти тему
Realting

Время компромиссов? Что происходит на рынке коммерческой недвижимости Беларуси

Оглавление

25 августа в отеле «Ренессанс Минск» состоялась конференция «Коммерческая недвижимость 2022». С основными тезисами и прогнозами экспертов можно ознакомиться в нашем материале.

«Про Бизнес» собрал застройщиков и девелоперов, арендодателей и арендаторов, юристов и аналитиков для обсуждения актуальных и актуальных вопросов в сфере коммерческой недвижимости. А именно: как работать в условиях перемен и какие решения искать, как и чем игроки рынка могут помочь друг другу сегодня, и в чем тонкости приобретения недвижимости за границей.

С 2019 года офисы продавались вдвое чаще

Продолжим непосредственно программу конференции. Мероприятие началось с анализа рынка офисной недвижимости. Докладчик: Андрей Чернышев, Департамент консалтинга и анализа, Группа компаний «Твоя Столица».

Основные тезисы:

  • С 2019 года предложение офисных продаж удвоилось. Цены реализации снизятся вслед за снижением доходности от аренды.
  • Главная проблема рынка не в избытке предложения, а в отсутствии спроса. Хорошим примером этого является ИТ-сектор. Если в 2019 году 40% офисов искали ИТ-специалистов, то сейчас — 20%.
  • Главный враг владельца офиса не скидка, а закрытие офиса.
  • Профицит предложения сохранится на ближайшие несколько лет.
  • Самые востребованные офисные помещения площадью до 200 кв.м, для объектов с выгодным расположением, по цене до 10 евро.
-2

Приходится изобретать новые форматы развлечений

На конференции мы активно обсуждали состояние рынка торговой недвижимости в Минске и регионах, и как развивать торговые объекты в случае падения рынка. Спикер - Андрей Алешкин, управляющий директор NAI Global в Беларуси.

Основные тезисы:

  • Основные события: закрытие магазинов некоторых международных брендов (например, JYSK); увеличение выручки ритейлеров за счет увеличения спроса на товары первой необходимости; Торговый центр Green Time открылся в июне; MOON «Киноплощадка» открылась в ТЦ Палаццо, ледовая арена в ТЦ Даймонд Сити.
  • Торговая площадь магазинов составляет примерно 1 420 000 квадратных метров. Практически готовы проекты ТЦ «Мега Парк», Minsk City Mall и галереи «Сеница».
  • Вакансии растут умеренно, но остаются некритичными. Например, у таких опытных игроков, как Galileo, Dana Mall, Momo, Green City недостатка в арендаторах нет, а у Центрополя и Экспобела есть.
  • Количество посетителей наших торговых центров увеличивается на фоне того, что в России оно упало до минимума за последние 4 года.
  • У местных ритейлеров и дизайнеров есть шанс выйти на рынок России и регионов Беларуси.
  • Регионы: обеспеченность качественными объектами недостаточна; все крупные сети, представленные в Минске, также рассматривают возможность развития в регионах.
  • Для новых проектов нужно думать об альтернативных вариантах и ​​развивать новые форматы развлечений (поскольку киноиндустрия находится в кризисе и эта тенденция, скорее всего, сохранится).

Все будут вынуждены согласиться

Центральной и наиболее актуальной темой конференции стала приостановка выплаты арендного эквивалента в долларах или евро. Это стало предметом панельной дискуссии.

Основные тезисы:

  • Удаление привязки к валютному эквиваленту касается всех (застройщиков, арендаторов и банковского сектора).
  • Первая судебная практика может указывать на возможность отзыва нововведения или разработки иных способов.
  • Остановки нет: арендодатели и арендаторы должны идти друг другу на уступки и договариваться. Пришло время компромиссов.

Итог: что будет дальше, пока неясно, Pro Business намерен вместе с участниками конференции досконально изучить тему и направить запросы в госорганы.

-3

Елена Потапович, заместитель директора по работе с клиентами REALTING, поделилась на конференции информацией об инвестициях в недвижимость в странах Европы. Он рассказал о своих впечатлениях и о том, почему важно проводить такие мероприятия:

— Хорошо, что Pro Business решил продолжить встречи в офлайн-формате для профессионального сообщества. Такие мероприятия обязательно нужны для встреч, знакомств, получения интересной информации. У компаний есть возможность делать презентации другим участникам рынка и делиться полезными инсайтами. Если бы не было таких конференций, было бы сложно выделить время на такую ​​работу среди текущих задач. Особенно понравился очень полезный блок по офисной недвижимости в РБ и планам банков по инвестированию в крупные проекты. Эта информация не была положительной, но подтверждала информацию аналитиков о состоянии экономики страны. Очень отрадно, что ритейл еще не умер, и даже с заменой вышедших на пенсию мировых игроков у него есть перспективы развития. Если правильно использовать эту ситуацию, это может усилить белорусские бренды.

ЧИТАТЬ В ПЕРВОИСТОЧНИКЕ

Подписывайтесь на наш Telegram канал. Лайки и репосты приветствуются! Также много полезной информации в наших аккаунтах Instagram, Facebook и VK!