25 августа в отеле «Ренессанс Минск» состоялась конференция «Коммерческая недвижимость 2022». С основными тезисами и прогнозами экспертов можно ознакомиться в нашем материале.
«Про Бизнес» собрал застройщиков и девелоперов, арендодателей и арендаторов, юристов и аналитиков для обсуждения актуальных и актуальных вопросов в сфере коммерческой недвижимости. А именно: как работать в условиях перемен и какие решения искать, как и чем игроки рынка могут помочь друг другу сегодня, и в чем тонкости приобретения недвижимости за границей.
С 2019 года офисы продавались вдвое чаще
Продолжим непосредственно программу конференции. Мероприятие началось с анализа рынка офисной недвижимости. Докладчик: Андрей Чернышев, Департамент консалтинга и анализа, Группа компаний «Твоя Столица».
Основные тезисы:
- С 2019 года предложение офисных продаж удвоилось. Цены реализации снизятся вслед за снижением доходности от аренды.
- Главная проблема рынка не в избытке предложения, а в отсутствии спроса. Хорошим примером этого является ИТ-сектор. Если в 2019 году 40% офисов искали ИТ-специалистов, то сейчас — 20%.
- Главный враг владельца офиса не скидка, а закрытие офиса.
- Профицит предложения сохранится на ближайшие несколько лет.
- Самые востребованные офисные помещения площадью до 200 кв.м, для объектов с выгодным расположением, по цене до 10 евро.
Приходится изобретать новые форматы развлечений
На конференции мы активно обсуждали состояние рынка торговой недвижимости в Минске и регионах, и как развивать торговые объекты в случае падения рынка. Спикер - Андрей Алешкин, управляющий директор NAI Global в Беларуси.
Основные тезисы:
- Основные события: закрытие магазинов некоторых международных брендов (например, JYSK); увеличение выручки ритейлеров за счет увеличения спроса на товары первой необходимости; Торговый центр Green Time открылся в июне; MOON «Киноплощадка» открылась в ТЦ Палаццо, ледовая арена в ТЦ Даймонд Сити.
- Торговая площадь магазинов составляет примерно 1 420 000 квадратных метров. Практически готовы проекты ТЦ «Мега Парк», Minsk City Mall и галереи «Сеница».
- Вакансии растут умеренно, но остаются некритичными. Например, у таких опытных игроков, как Galileo, Dana Mall, Momo, Green City недостатка в арендаторах нет, а у Центрополя и Экспобела есть.
- Количество посетителей наших торговых центров увеличивается на фоне того, что в России оно упало до минимума за последние 4 года.
- У местных ритейлеров и дизайнеров есть шанс выйти на рынок России и регионов Беларуси.
- Регионы: обеспеченность качественными объектами недостаточна; все крупные сети, представленные в Минске, также рассматривают возможность развития в регионах.
- Для новых проектов нужно думать об альтернативных вариантах и развивать новые форматы развлечений (поскольку киноиндустрия находится в кризисе и эта тенденция, скорее всего, сохранится).
Все будут вынуждены согласиться
Центральной и наиболее актуальной темой конференции стала приостановка выплаты арендного эквивалента в долларах или евро. Это стало предметом панельной дискуссии.
Основные тезисы:
- Удаление привязки к валютному эквиваленту касается всех (застройщиков, арендаторов и банковского сектора).
- Первая судебная практика может указывать на возможность отзыва нововведения или разработки иных способов.
- Остановки нет: арендодатели и арендаторы должны идти друг другу на уступки и договариваться. Пришло время компромиссов.
Итог: что будет дальше, пока неясно, Pro Business намерен вместе с участниками конференции досконально изучить тему и направить запросы в госорганы.
Елена Потапович, заместитель директора по работе с клиентами REALTING, поделилась на конференции информацией об инвестициях в недвижимость в странах Европы. Он рассказал о своих впечатлениях и о том, почему важно проводить такие мероприятия:
— Хорошо, что Pro Business решил продолжить встречи в офлайн-формате для профессионального сообщества. Такие мероприятия обязательно нужны для встреч, знакомств, получения интересной информации. У компаний есть возможность делать презентации другим участникам рынка и делиться полезными инсайтами. Если бы не было таких конференций, было бы сложно выделить время на такую работу среди текущих задач. Особенно понравился очень полезный блок по офисной недвижимости в РБ и планам банков по инвестированию в крупные проекты. Эта информация не была положительной, но подтверждала информацию аналитиков о состоянии экономики страны. Очень отрадно, что ритейл еще не умер, и даже с заменой вышедших на пенсию мировых игроков у него есть перспективы развития. Если правильно использовать эту ситуацию, это может усилить белорусские бренды.
ЧИТАТЬ В ПЕРВОИСТОЧНИКЕ
Подписывайтесь на наш Telegram канал. Лайки и репосты приветствуются! Также много полезной информации в наших аккаунтах Instagram, Facebook и VK!