Найти тему
Дестрой

Успели побывать до распила мародёрами: Заброшенное хранилище ядерных боеголовок ракет Р-17

Сегодня мы вновь продолжаем серию статей о заброшенной в конце 2000-х гг. Подвижной Ремонтно-Технической Базе Ракетных Войск и Артиллерии, обеспечивавшей Оперативно-Тактические Ракетные Комплексы Р-17 "Эльбрус" ракетно-ядерным вооружением.

Для удобства восприятия мы разделили эту ПРТБ РВиА на несколько статей и ранее уже рассказывали про автопарковое хозяйство и хранилища ракет на территории Технической Ракетной Базы, входившей в ПРТБ.

В этой же статье мы перейдём к осмотру Ремонтно-Технической Базы ядерного обеспечения при ПРТБ и расскажем про одно из трёх заброшенных подземных хранилищ специальных (ядерных) боевых частей на её территории.

-2

Как мы уже писали в нашей первой статье из этой серии, производство ОТРК Р-17 "Эльбрус" прекратилось в 1988 г. по договору РСМД между СССР и США, а срок эксплуатации данных ракет составлял 22 года и к концу 2000-х гг. все остававшиеся Р-17 выработали свой ресурс, после чего были сняты с вооружения Российской Армии.

К тому времени для этой ракеты существовало целое семейство разновидностей боевых частей, устанавливаемых на ракеты.

Информация из википедии:

Основными боевыми частями этих ракет, под которые они изначально и разрабатывались, были термоядерная боевая часть 9Н33-1 с зарядом РА104-02 мощностью 500 килотонн и более ранняя ядерная боевая часть 8Ф14 с зарядом РДС-4 мощностью 10 килотонн, а также учебная головная часть 8Ф14УТ без ядерного боезаряда для учебно-боевых пусков. Также для этой ракеты существовала и обычная фугасная головная часть  8Ф44 с 700 кг заряда ТГАГ-5.

Ещё одним типом специальных боевых частей было три вида химических СБЧ, наличие которых СССР отрицал, как и наличие другого химического оружия.

Так химическая СБЧ 3Н8 имела 800 кг заряд ипритно-люизитной смеси, СБЧ 8Ф44Г с 555 кг заряда газа V и СБЧ 8Ф44Г1 с аналогичным зарядом газа  VX.

Кроме того существовали экспортные варианты фугасных боевых частей с урезанными ТТХ, а также разрабатывались новые, но так и не пошедшие в серию из за свёртывания всех программ по этой ракете.

-3

Ну а для хранения СБЧ с ядерными и возможно химическими зарядами при ПРТБ на смежной территории была организована своя Ремонтно-Техническая База ядерного обеспечения, но находившаяся в прямом подчинении 12-го Главного Управления МО СССР.

Изделия с неё доставлялись в монтажно-испытательный корпус на территории Технической Ракетной Базы из прошлых статей, а вместе РТБ и ТРБ с парком вспомогательной техники образовывали саму базу ПРТБ РВиА, которая по сути являлась передвижной ракетной базой с собственным арсеналом.

-4

У этой территории был свой КПП, своё отдельное кольцо периметров технической территории, свой номер части и свой личный состав со своим командиром.

-5

Покосившиеся столбы бывших периметров уже поглощает растительность.

-6

Дорога от КПП приводит к перегрузочной платформе, куда подъезжали машины-хранилища боевых частей в специальном снаряжении. Здесь происходила перегрузка изделий для дальнейшей транспортировки их в сборочный цех МИК и установки на ракеты.

-7

У площадки из искусственного холма выступает портал главного въезда в двухэтажное подземное "Сооружение-1". Правее обустроена ниша склада инвентаря.

-8

На въезде в пропускной тамбур-шлюз нас встречали на удивление сохранившиеся на момент посещения мощные защитно-герметические ворота весом несколько тонн.

-9

Ныне они уже распилены на металл, так что теперь они сохранились лишь на фото.

-10

Следом виден второй проём тамбур-шлюза, где раньше были установлены ещё одни ворота, но к сожалению они уже были спилены.

-11

Сразу после тамбур-шлюза мы попадаем в большой просторный зал, в котором хранились специальные (ядерные) боевые части ракет в транспортных контейнерах.

-12

Под потолком была оборудована кран-балка с электроталью для перегрузки изделий.

-13

А в конце зала находились переходы в двухэтажный технический блок, где располагались системы жизнеобеспечения всего сооружения. По центру проходил закрывавшийся сдвижными воротами широкий проезд сквозь техблок к запасному выходу, правее него была обустроена ниша пожарного инвентаря, а слева находился тамбур-шлюз для прохода людей.

-14

Проходим через тамбур для личного состава. К слову доступ к работе с изделиями в таких хранилищах имели лишь специально обученные офицеры.

-15

В тамбуре есть проходы в ещё пару небольших складских помещений.

-16

И вот мы выходим в техблок.

-17

На его нижнем этаже располагалась главная электрощитовая объекта.

-18

А также насосное и компрессорное оборудование.

-19

Но все агрегаты давно уже были распилены на металл.

-20

Хотя кое-что здесь ещё оставалось.

-21

За главным пультом управления климатической установки находилась ныне спиленная лестница на верхний этаж блока.

-22

Где всё ещё стояли остатки недопиленной климатической установки, охлаждавшей и осушавшей воздух в сооружении.

-23

Возле неё стоял дублирующий пульт управления.

-24
-25

Климатическая установка была подключена к расположенной в стороне от основного сооружения подземной градирне.

-26

Но сохранилась она конечно не очень.

-27

Спускаемся обратно на нижний этаж.

-28

И выходим к тамбур-шлюзу запасного выезда.

-29

Здесь гермоворот не сохранилось совсем.

-30

Что интересно, "Сооружение-1" стоит крайним среди трёх хранилищ, а номер на его запасном выезде написан второй. Либо здесь была какая-то хитрая нумерация, как это часто бывает на таких базах, либо так был отмечен второй выезд.

-31

Рядом из холма торчат оголовки вентиляционных шахт.

-32

Вид на запасной выезд.

-33

Обойдём холм вокруг и заглянем в воздухозаборный канал подземной градирни.

-34

В конце которого было установлено два вентилятора.

-35

За ними небольшое помещение брызгального бассейна, в который подводились ныне спиленные трубы от климатической установки.

-36

В сам зал градирни вёл спуск через люк сверху, но там смотреть уже было не на что.

-37

Вот такое хранилище, о собратьях которого мы ещё расскажем в следующих статьях о этой ПРТБ.

-38

Ну а на этом всё.

-39

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.