Сегодня мы начинаем серию статей о заброшенной Подвижной Ремонтно-Технической Базе ядерного обеспечения оперативно-тактических ракетных комплексов Р-17 "Эльбрус", дислоцировавшейся в Многоудобном.
Чтобы максимально охватить территорию канувшей в небытие ПРТБ РВиА, мы разбили статью на несколько частей и в этой части расскажем про Городок автопарка на технической территории.
Для начала как обычно немного истории:
Если вам не интересно читать длинный текст, то можете просто пролистать его и сразу перейти к просмотру фотографий.
К концу 1950-х гг. ракеты Р-11М, стоявшие на вооружении оперативно-тактических ракетных комплексов, исчерпали возможности для модернизации и их тактико-технические характеристики перестали удовлетворять военное командование Ракетных Войск и Артиллерии Советской Армии. Тогда было решено разработать новую ракету, схожую по габаритам, но с гораздо лучшими характеристиками.
Так к 1957 г. в конструкторских бюро ОКБ-3 НИИ-88 "Центрального Научно-Исследовательского Института" под руководством Д. Севрука был разработан новый схожий по габаритам жидкостный ракетный двигатель с турбонасосным агрегатом.
Затем в СКБ-385 под руководством В. П. Макеева были разработаны проектные чертежи компоновки и основных систем ракеты, которые одобрил С. Королёв и согласно последующему постановлению ЦК КПСС и правительства № 378-181 от 1 апреля 1958 г. началась её разработка.
1958 по 1961 г. велась разработка новой баллистической ракеты Р-17 с индексом 8К14, предназначенной для разрабатываемого в тоже время Оперативно-Тактического Ракетного Комплекса 9К72 "Эльбрус" с дальностью поражения от 50 до 240 километров. В качестве компонентов ракетного топлива в Р-17 было решено применять пусковое горючее ТГ-02 "Самин", основное горючее ТМ-185 и окислитель АК-27И на основе азотной кислоты.
Любопытен тот факт, что Р-17 разрабатывалась в первую очередь под специальную ядерную боевую часть, не смотря на довольно скромный радиус поражения. Тогда ведущим конструктором ракеты был назначен Ю. Бобрышев, ведущим по изделию от Министерства Обороны был назначен подполковник А. Титов, а по системам управления был назначен подполковник П. Захаров.
Уже 12 декабря 1959 г. на полигоне Капустин Яр был произведён первый учебный пуск новой ракеты, а 24 марта 1962 г. постановлением Совета министров СССР комплекс оперативно-тактического назначения "Эльбрус" с дальностью действия до 300 км был принят на вооружение Советской Армии, получив по классификации НАТО обозначение "Scud B".
Изначально планировали разместить пусковую установку на гусеничном шасси 2П19, построенном на базе ИСУ-152 или на МАЗ-537, но от второго варианта отказались., а в 1967 г. на вооружение приняли новую пусковую установку на четырёхосном самоходном шасси МАЗ-543П, получившую шифр 9П117.
Для Р-17 было разработано и принято на вооружение несколько основных типов боевых частей. Это две термоядерных боевых части по 10 и 500 килотонн, учебная "ядерная" боевая часть без заряда, фугасная боевая часть и три вида химических боевых частей, на которых мы остановимся в других статьях. Позже разрабатывались и другие боевые части, в том числе экспортные.
Данные взяты с википедии:
Фугасная головная часть 8Ф44 оснащавшаяся примерно 700 кг заряда ТГАГ-5.
Термоядерная боевая часть 9Н33-1 с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.
Ядерная боевая часть 8Ф14 с зарядом РДС-4 мощностью 10 килотонн.
Учебная головная часть 8Ф14УТ без ядерного боезаряда.
Химическая боевая часть 3Н8 оснащавшаяся примерно 800 кг ипритно-люизитной смеси,
Химическая боевая часть 8Ф44Г оснащавшаяся примерно 555 кг газа V.
Химическая боевая часть 8Ф44Г1 оснащавшаяся примерно 555 кг газа VX.
Так впоследствии появился и экспортный вариант Р-17 с урезанными ТТХ, получивший название Р-300 и поставлявшийся как в страны Варшавского договора, так и в другие страны.
А с 1988 г. согласно договору РСМД между СССР и США, производство ОТРК Р-17 было прекращено. Срок годности последних выпущенных ракет истёк в 2010 г., тогда они были сняты с вооружения Российской армии и с тех пор все части, вооружённые этими комплексами были расформированы или переформированы под другое вооружение.
Но каждый ракетный комплекс состоял не только из пусковой установки. В него также входили подъёмно-транспортные агрегаты, заправщики компонентов ракетного топлива, обмывочно-нейтрализационная машина, транспортировщики, транспортные контейнеры, различные компрессоры и другое вспомогательное оборудование, машины хранилища для специальных и обычных боевых частей, грунтовые тележки, термочехлы для боеголовок и т.д. И всё это было необходимо где-то размещать в пунктах базирования и на отдельных базах.
А одним из мест базирования частей ядерного обеспечения одной из таких ракетных бригад, стала Подвижная Ремонтно-Техническая База Ракетных Войск и Артиллерии сухопутных войск в.ч. 45815, дислоцировавшаяся недалеко от села Многоудобное в Приморском крае.
ПРТБ РВиА занималась ядерным обеспечением дислоцировавшейся в районе села Раздольное 4-й ракетной Краснознамённой ордена Ленина Мозырской бригады 5-й Отдельной Армии Сухопутных Войск Краснознамённого тогда ещё Дальневосточного Военного Округа в.ч. 55690.
Помимо военного городка и автопарка ракетных комплексов, ПРТБ включала в себя Техническую Ракетную Базу, где хранились и обслуживались ракеты для ОТРК "Эльбрус". Кроме того на смежной территории с ТРБ располагались спецхранилища Ремонтно-Технической Базы, где хранились и обслуживались до выдачи в войска специальные (ядерные) боевые части ракет, но эта часть подчинялась напрямую 12-му Главному Управлению МО. Так в совокупности и получалась подвижная ракетная база с арсеналом.
А в 1997 г. в ходе слияния Боевое Знамя расформированной 4-й ракетной Мозырьской ордена Ленина Краснознаменной бригады, было передано в дислоцировавшуюся в Биробиджане 23-ю ракетную бригаду в.ч. 47062, которая стала именоваться 107-й ракетной Мозырьской ордена Ленина Краснознаменной бригадой.
Территория базы была довольно большой и чтобы охватить всё, мы разбили её на несколько частей, так что в этой статье мы пройдёмся по наземной части технической территории этой базы.
К заброшенной части ведёт накатанная грунтовка.
Проезжаем бывший КПП в городок.
В самом городке, где проживали семьи офицеров части, по сей день живут люди.
Но нам туда и не надо.
Мы проезжаем дальше на бывшую техническую территорию, где собственно и было всё самое интересное. На заборе всё ещё проглядывался выцвевший ржавый призыв на службу по контракту.
Ещё один брошенный КПП в городок.
И собственно въезд в техзону.
Куда мы и направляемся по припорошенной снегом дороге.
Первым зданием куда мы заглянем будет бывшая дизель-генераторная электростанция.
Она служила для бесперебойного питания технической территории, в случае выхода из строя основной линии электроснабжения.
Внутри ещё оставались всякие распотрошённые электрощиты.
И пульты.
Но в главном зале, где когда-то стояло три дизеля, давно царит пустота.
Под потолком по двутаврам перемещались тали, при помощи которых обслуживали тяжёлое оборудование.
На втором этаже тоже картина печальная.
Покидаем ДЭС.
И движемся к котельной, которая отапливала боксы и хранилища.
У трубы валялась смятая кабина грузовика.
Труба кстати построена в 1970 г.
Но котлов внутри давно нет.
Так что пройдём к боксам автопарка.
Снова встречаем смятую кабину.
Выходим к боксам, в которых размещалась техника сборочных батарей.
Внутри ещё видна родная разметка.
Красно-белые линии на полу.
Габариты на столбах и проёмах.
Под потолком висели таблички с указанием стоявшей на каждом месте техники обеспечения.
У боксов для ремонта техники располагался Пункт Технического Осмотра и Ремонта.
Заглянем и в него.
Это просторный цех.
Сразу с четырьмя смотровыми ямами.
И кран-балкой под потолком.
А по торцам к цеху примыкали блоки технических помещений со всякими аккумуляторными, кислотными, компрессорными, вентиляционными и складами, которые уже давно были пусты.
Движемся дальше.
И снова ряды боксов.
Эти уже попроще.
В боксах, где хранилась техника 1-й батареи, позже арендаторы из Китая устроили ферму по выращиванию грибов, но что-то пошло не так и они тоже всё бросили спустя несколько лет.
Внутри их зданий оставался такой бак.
И какой-то механизм.
А на торцах боксов висели синие плакаты на китайском, продублированные на русском.
Бывшим боксам техники неприкосновенного запаса было уже гораздо хуже.
Вот собственно и всё, что осталось от бывшего автопаркового хозяйства этой ПРТБ.
А о подземных хранилищах ракет и боеголовок мы расскажем в наших следующих статьях о этой базе.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.