Найти тему
Бард-Дзен

Одно сокровенное знание в День знаний от канала Бард-Дзен

Пишу и мучаюсь сомнениями – знаю я эти темы про знания, как не пиши, да хоть аниматора привлекай к пересказу, получается чуть заумно, и, следовательно, скучновато. Заранее готов, что у этого текста просмотров будет намного меньше, чем у других. Но и не высказаться на эту тему, и не поделиться этим, возможно не нужным высказыванием, я тоже не могу. И первое сентября – самый подходящий для такого разговора день. Точнее, не просто день, а День. Поскольку он - День Знаний. Но петь все равно будем! Потому, что текст без песен пресен. Особенно на Бард-Дзен. Это концептуально.

Просто 1 сентября из открытого доступа
Просто 1 сентября из открытого доступа

Мысль-то на весь этот текст у меня всего одна, но поскольку требует пояснений, аргументов и даже внутренней полемики, на сегодняшний текст ее должно хватить с избытком. Еще и на комменты, дабы таковые будут, останется. А ежели, паче чаяния, мысль эта вдруг у моих подписчиков отзовется нежданным интересом, то этой мысли может и на курс лекций хватить. Но сама-то эта мысль не длинная, и сформулировать ее можно в паре простых фраз:

Творчество – тоже знание. Без Знаний Творчество не может существовать. Знания о Творчестве – одни из самых важных Знаний на свете, но таких знаний, если говорить о системных Знаниях - ужасающий дефицит.

Собственно, можно было бы и покороче, но хотелось попонятнее. Поэтому три коротких предложения, а не одно. И может показаться, что я сегодня традиционно про педагогику, но это не совсем так, если не сказать совсем не так.

Конечно, на первый взгляд, песенка Андрея Козловского – сплошное хулиганство, но это – хулиганство мудрого, да к тому же, еще и не молодого человека. И текст этой хулиганской песенки весьма концептуален, талантлив и тоже мудр. Тут есть с чем не соглашаться, есть с чем аргументированно спорить, и, что особенно ценно, с этим текстом невозможно спорить, опираясь на стереотипы, то есть, на чужие, а не свои собственные мысли и размышления. Ну, и сомнения, конечно, как без этого, но тоже только свои, а не чьи-то.

Самой большой бедой Знаний о Творчестве, на мой взгляд, стало стереотипное представление большинства, что дело это не осознанное, а какое-то боговдохновенное. Тут, конечно, Пушкин нам свинью подложил. Помните Сальери?

Я алгеброй гармонию проверил. Люди повторяют эту строчку наизусть, и считают, что Пушкину претил такой творческий подход, а Сальери, соответственно, жалкий ремесленник, а вовсе не великий композитор. И, кстати, педагог – у него же Бетховен учился. И выучился прекрасно. Это, если говорить о реальной жизни, а не о романтической истории убийства, придуманной Пушкиным.

Начнем с того, что у Пушкина это звучит иначе:

…Проверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

Можно подумать, что Пушкин в реальной жизни поступил как-то иначе! Он же еще в лицее своем знаменитом получил фундаментальные знания о поэзии, а некоторые его ученические упражнения и этюды на заданные темы по праву занимают заметные места в его полном собрании сочинений. Но вот в головы безвинных обывателей Александр Сергеевич вбил это странное представление – учиться Творчеству плохо, так можно в себе зависть развить и хлопнуть в дальнейшем безвинного Моцарта. Который, кстати, учился еще больше, поскольку его пинками заставлял папа едва не с колыбели почти по ленинским заветам «учиться, учиться и учиться».

Пушкин, думаю, не рассчитывал на такой странный эффект от своей Маленькой Трагедии «Моцарт и Сальери», но он возник и передается из головы в голову как вирус уже два столетия. Очень вредный, надо сказать, эффект. С ним приходится бороться. И борются хорошие авторы-то. Но как-то почти безрезультатно.

Я утверждаю, что без базовых знаний о самих законах, хотя бы, Творчества, никакого творчества приличного быть не может, но, Господи!.. как сладко человеку халявное ощущение, что можно и так. Как бы искренне волнуясь, как бы искренне сопереживая, как бы исключительно за счет собственного таланта и невнятного шепота мистических сущностей с той стороны бытия! А ведь самый большой обман этого стереотипа в том, что обманывает он только того, кто в него верит. На остальных безудержная вера в чужое вдохновение не распространяется, и если стихи слабы или музыка корява, если рисунок не уверенный и краски смешаны безграмотно, все это видят. Конечно, чудеса в этом деле случаются чаще, чем в мире физики или химии с математикой, но на чудесах далеко не уедешь, и получив одно, второго можно ждать всю оставшуюся жизнь.

У Александра Суханова есть гениальнейшая песенка о таком простом чуде. Розовая песня называется.

А ведь все знают, что воздушный шарик – штука недолговечная. Он и создан для того, чтобы, порадовав окружающих, непременно лопнуть. Конечно, шарику можно устроить очень долгую жизнь, резина почти вечна, но тогда этот шарик едва ли можно считать воздушным. Так что, надул – жди когда лопнет, отложил в коробочку чтобы сделать вечным – никакой тебе радости. И надеяться на постоянное вдохновение вместо понимания, как все устроено – это то же самое, что надеяться на вечный воздушный шарик. При любом исходе обман ожиданий гарантирован.

Так что, всю гармонию мерять алгеброй? Абидна, да? Тем паче, что мы же знаем, что «во многом знании многия печали». И об этом наши хорошие авторы тоже частенько пишут, слегка посмеиваясь и над самим утверждением, и над теми, кто в его непреложности уверен.

И вот тут хочу сказать самое важное - а Козловский-то прав со своей цитатой, удачно встроенной в удачную песню:

Научить нельзя, но научиться можно

Насчет «не слушай никого, кроме ветра в поле и себя самого» сильно сомневаюсь, но вот в предыдущей цитате уверен процентов на 90.

А почему нельзя-то? Мы же все кого-то постоянно учим. Хотя бы собственных детей. Кого-то даже научиваем. Как же это нельзя! Просто само это утверждение оно не про суть, а опять же про стереотипы. Вопрос – чему научить. С одной стороны, вбить маленькому человеку в голову простую формулу 2 Х 2 = 4 без сомнения можно, с другой стороны было бы ва-а-а-а-ще круто, если бы этот маленький человек попробовал бы опровергнуть эту истину, и, обломавшись в доказательствах обратного, уже сам себе доказал, что так оно и есть. Тогда у него могла бы появиться собственная таблица умножения. И даже если она ничем бы не отличалась от той, что напечатала на учебных тетрадках, она все равно была бы его собственной.

Это – как бы идеал, но попробуйте достичь этого идеала, когда вам требуется выбрать единственно верный ответ из трех возможных. Даже соглашусь, с ЕГЭ не все так просто, и плюсов в этой системе, возможно, не меньше, чем минусов, но сама концепция преподавания, основанная на этих правилах и нацеленная на безусловное им подчинение в корне порочна. Если ее принять за истину, тогда и Пушкин со своим Сальери, навеки осужденным, окажется прав. И за этой порочной истиной тянется еще одна, куда более порочная: взрослый всегда прав, а ребенок не прав. В хорошем советском фильме «Сережа» есть эпизод, когда взрослый урод дает ребенку фантик от конфеты, имитирующий саму конфету, и потом, когда мальчик разворачивает пустую обманку, ржет от души над своей шуткой. И ребенок, глядя на этого, упивающегося глубиной своего чувства юмора субъекта серьезно спрашивает: - «Дядя, ты дурак?» И в этот момент ребенок становится взрослее взрослого идиота.

А ведь мы все это все понимаем и даже принимаем как истину. В чем проблема-то? Почему в жизни-то все это не работает так, как мы это понимаем? А просто мы, понимая все это, выносим такие понимания за скобки реальной жизни. Мы эти истины загнали в какой-то отдельный идеальный мир. И даже не пытаемся хоть что-то из этого мира идеального реализовать в мире реальном.

Гениальная же песня у Клячкина! И не менее гениально исполнена Ланкиным. И, главное, точно отражает картину реального мира. В котором мечтам и гениальным озарениям места нет. А еще очень желательно, чтобы и несчастьям и боли тоже бы места не было. И наша система образования… Да что там, почти вся в мире система образования именно так и построена – и крайние проявления счастья, и крайние проявления боли и несчастий – это все там, где от лампочки круг. А тут мы живем рационально, принимая как данность, что взрослый идиот в любом случае правее неразумного дитяти.

И вот самая важная часть моей короткой мысли, о которой я тут так долго пишу, сформулированная как вопрос для ясности:

А как им взрослеть-то! Детям-то нашим! Если все, что может сделать их взрослыми не в этом реальном и рациональном мире находится, а там, «где от лампочки круг»? Есть хоть карта какая-то, которая покажет путь ко всему необходимому для взросления? И если есть, чего вы, взрослые и мудрые ее от детей-то прячете? Не хотите видеть их взрослыми? Хотите до гроба, даже когда у вас реальный маразм разовьется, указывать им как жить? Не кажется вам, что такое желание – признак уже наступившего, а не ожидаемого в далеком будущем маразма?

Самое сокровенное мое знание сводится к простой формуле: Творчество – единственный безопасный и законный способ реально стать взрослым. Да хотя бы просто самостоятельным жизнеспособным человеком. И не просто стать, а и продолжать прокачивать и мудрость, и ответственность, и все-все, что требуется настоящему человеку. Но только настоящее творчество, в котором знания его законов приняты человеком осознанно и на практике. И даже после этого они все время проверяются сомнениями. А кое-что и алгеброй проверяется, как без этого!

Предметники-педагоги могут начать меня на британский флаг рвать в этом месте, конечно. Им-то кажется, что самое главное в жизни – заучить наизусть кучу чужих знаний. А по мне, важнее придумать хоть одно, но свое. Даже если оно на сто процентов повторит уже существующее. Нет, я тоже за передачу знаний двумя руками, меня сам способ напрягает. Творчество может сделать человека и грамотным, и взрослым (ну взрослеющим хотя бы) одновременно, а что может зубрежка и подготовка к ЕГЭ в нынешнем его виде?

Ну, считайте эту песенку за шутку, призванную немного снять пафос серьезных размышлений. Хотя, конечно, в любой шутке собственно шутки только часть, как известно.

Короче, друзья, нам, немного понимающим в том, как именно устроено Творчество, и умеющим не преподать, а через сомнения и собственные открытия наших подопечных помочь им научиться самостоятельно тому же, сейчас приходится буквально спасать жертв сегодняшнего образования для реальной взрослой жизни. Это не нормально, и наших сил на это не хватит. Что-то пора «в консерватории» менять, не находите?

Закончить этот несколько сумбурный текст я хочу потрясающей песней Вадима Мищука на стихи гениального Юрия Левитанского. Это, конечно, «Обращение к моим юным друзьям», но и нам, взрослым и местами мудрым подобное обращение не помешает.