Найти тему
С искусством по жизни

Лучшие среди худших - история, которую мне стыдно вспоминать, хотя прошло уже 20 лет

За свою школьную "карьеру" я успела побывать и отличницей, и ударницей, и троечницей, а в старших классах даже двоечницей - ну не давались мне эти ваши математики!

Зато от гуманитарных наук мой взгляд горел, а руки сжимались в кулаки от нетерпения, когда учительница задавала вопрос, на который я знала ответ.

На выпускном экзамене по литературе я чуть не свела с ума комиссию, рассказывая как из пулемета одно стихотворение Ахматовой за другим.

Меня без преувеличения выгоняли с экзамена, а я все никак не могла успокоиться, умоляя комиссию послушать "ещё один малю-ю-юсенький отрывок из любовной лирики".

#байки_ss

Константин Аполлонович Савицкий - Мечты, 2 половина 19 века, фрагмент
Константин Аполлонович Савицкий - Мечты, 2 половина 19 века, фрагмент

А ненавистную математику я часто прогуливала. Где бы вы думали? На лавочке у подъезда с такими же подружками-прогульщицами? 

А вот и фигушки: я пережидала уроки в... библиотеке. Там я зачитывалась "Парфюмером" Зюскинда, "Кысью" Толстой и "Кафкой на пляже" Мураками. Не, ну а чего? Уж если пропускать уроки, так с пользой!

Поэтому, несмотря на стаю лебедей по математике, в школе я считалась не самой глупой, и меня довольно часто отправляли на интеллектуальные игры, потому что перечитав большую часть книг из всех возможных библиотек, я знала очень многое. Мы довольно часто занимали призовые места в подобных играх а том числе благодаря моим быстрым ответам.

И вот однажды (дело было в десятом классе) меня в составе команды из шести человек отправили на очередную интеллектуальную бойню. Я запамятовала, как называлось сие мероприятие, пусть будет "Брейн-ринг". 

Гарольд Андерсон (Harold N. Anderson) (1894 – 1973)
Гарольд Андерсон (Harold N. Anderson) (1894 – 1973)

Соревнующихся команд было всего четыре - по одной от каждого класса из параллели. Составы команд от игры к игре практически не менялись - как правило, это были отличники, участники олимпиад и прочие выдающиеся ученики. О некоторых из них говорили шепотом и с придыханием: "Это же Тамара - она знает четыре языка, учится на одни пятерки, а ее папа очень уважаемый человек в городе!". И все такие: "Ааааах, она потрясающая!". 

Обладая низкой самооценкой с самого детства, я нервно улыбалась, думая про себя "ЧтА я здесь забыла? У меня двояк за контрольную по алгебре, проблемы с пониманием физики и химии, а из языков я знаю только русский (хотя бы здесь "на отлично") и немножко английского, по которому в этой четверти мне светит трояк. Возможно, мой отец тоже уважаемый человек... вот бы знать, ведь я с ним даже не знакома...".

Но мои мысли и комплексы никого не интересовали, поэтому я сидела на стуле, погруженная в свои невесёлые мысли и ждала начала игры.

Николай Петрович Богданов-Бельский - Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского, 1895 г, фрагмент
Николай Петрович Богданов-Бельский - Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского, 1895 г, фрагмент

Надо отметить, что эта викторина отличалась от прошлых: здесь не только начисляли баллы за правильные ответы, но и штрафовали за неправильные или расплывчатые, вычитая из общего счета соразмерное ошибке количество.

Понеслось: первый вопрос, и команда, на которую ставили все, сразу же получает минус кучу баллов из нулевого счета. Второй вопрос приносит тот же результат. Третий, четвертый, пятый... Буквально за десять минут игры все команды вылетают в дикий минус по баллам - правильных ответов практически нет, а если и получается попасть пальцем в небо, ситуацию это не сильно выравнивает. Участники сидят с квадратными глазами и не менее квадратными головами. Ведущая викторины вытирает выступивший на лбу пот. Никто не может понять, что происходит - то ли вопросы писал Вассерман в коллаборации с Перельманом, то ли бабушки, обсуждающие молодежь, таки оказались правы: "Потерянное поколение! Вот в наше время...".

Владимир Серов. Домашнее задание, 1956
Владимир Серов. Домашнее задание, 1956

Казалось бы, команды должны были разыграться и втянуться в происходящее, но этого не произошло. Счета стремительно уходили во все больший минус, лица участников становились ещё более потерянными, а ведущая все чаще промакивала лоб салфеткой. 

Однако, правильные ответы все же были, и у нашей команды их оказалось больше. Правда, ситуацию это не спасло - мы стали победителями с... отрицательным счётом.

Мы порадовались и похлопали в ладоши, но это была радость, смешанная с испанским стыдом. Если бы я тогда знала значение этого выражения, мне было бы намного проще описать эмоции от случившегося дома. А так, я просто сообщила маме, что мы победили в интеллектуальной игре и нас угостили тортом. Без подробностей.

Это была самая неловкая победа в моей жизни. Зато запомнилась навсегда. Ведь стать лучшими среди худших - это вам не шваброй гвозди забивать! Это уметь надо.

Расскажите свои забавные, либо просто запомнившиеся истории из школы - все прочитаю, все прокомментирую 👌

Читайте также: