Найти в Дзене

Как и чем осаждали города и замки в Средние века.

На самом деле точно неизвестно, когда и где была построена первая крепость или вал. Однако мы прекрасно знаем, почему это произошло: нашим предкам приходилось защищаться от враждебных племен и диких зверей. Поэтому сначала они строили простые земляные и деревянные преграды вокруг своих домов и ферм. Чуть позже первые цивилизации Ближнего Востока и Греции возводили укрепленные цитадели и бастионы из кирпича и камня. Ведь большинство городов было обнесено стенами или земляными валами с охраняемыми въездами. Дошло даже до того, что китайцы построили стену на границе своей страны.

При римском правлении были построены массивные крепости или укрепленные лагеря, в которых размещались легионы. Рядом с ними строились поселения ремесленников - канабы, которые нередко превращались в города. В большинстве случаев это были открытые кластеры без защитной архитектуры. С успехами в фортификации, разумеется, развивалось и осадное искусство, вплоть до падения Римской империи.

-2

«Правильное решение»

Период рубежа античности и средневековья — это время великого хаоса и краха европейской цивилизации, последовавшего за исчезновением Западной Римской империи. Искусство фортификации, а, следовательно, и осадное искусство, находились в кризисе. Интересно, что варварские королевства, выросшие из римских руин, поначалу не испытывали необходимости строить укрепления. Они все равно не смогли бы их построить.

Искусство возведения крепких стен почти угасло в конце античности. На его возрождение ушло несколько столетий.

Однако перемещение масс народов с востока на запад, а также нашествия и внутренние распри привели к большим человеческим и материальным потерям. Первоначально предпринимались попытки справиться с импровизированными решениями, такими как укрытие, попытка заключить сделку с агрессором или, наконец, сразиться. Но такое положение дел не могло продолжаться вечно.

Континент начал укрепляться заново. Это стало возможным благодаря необъяснимому внезапному развитию торговли, имевшему место на рубеже XI и XII веков. Это способствовало расцвету городов, которые, в свою очередь, благодаря развитию денежного хозяйства получали средства на строительство укреплений. И оборонительная архитектура, и осадное искусство быстро возродились.

В раннем средневековье постоянные укрепления представляли собой земляной вал, увенчанный деревянным частоколом, и необвязанный каменный вал. Однако они быстро трансформировались в кирпичные и каменные многополосные кирпичные укрепления с фортификацией и своеобразными «крыльцами» в стенах с бойницами. Оборона города была дополнительно усилена рвами, многочисленными башнями и барбаканами, а также фортами и цитаделями внутри стен. Понятно, что это развитие способствовало созданию новых технических решений и в осадном искусстве.

Как нападали?

До изобретения и использования на поле пороха атака укреплений являлась прямым штурмом стен. Нападавшие старались как можно быстрее взобраться на стены или насыпи. Время здесь играло немалую роль, ведь содержание большой осадной армии стоило целое состояние. Однако не всегда удавалось с ходу захватить укрепленный город или замок. Лестниц уже было недостаточно, и пришлось использовать более передовые технологии. Поэтому предпринимались попытки сокрушить ворота и стены тараном или камнем, а позднее железными снарядами, метаемыми специальными приспособлениями: катапультами, онаграми или требушетами.

Таран
Таран
Катапульта
Катапульта
Требушет
Требушет

Следует подчеркнуть, что такой огонь часто оказывался малоэффективным. Стены и шахты сравнительно легко поглощали энергию, которую снаряды отдавали сложным метательным устройствам. Причина была крайне прозаична — траектория ракет была крутой, что отрицательно сказывалось на их огневой мощи. Ситуация изменилась, когда для обстрела стен была применена пороховая артиллерия. В ее случае ракеты долетали до цели под меньшим углом и были однозначно более эффективны.

-6

Хотя обстрел стен и построек за их пределами иногда решал судьбу осажденных, это не всегда было лучшим решением. Не стоило его использовать, особенно когда дело касалось захвата захваченного города или замка. На восстановление разрушенных зданий уходило много времени и денег. Атакующие больше рассчитывали на деморализацию противника.

В результате, чтобы вызвать наибольший ужас, для обстрела городов часто использовались мертвые животные или человеческие останки. В 1332 году при осаде замка Шванау стреляли бочками с телами ранее захваченных пленников. Они были предназначены для того, чтобы вызвать чуму или, по крайней мере, снизить боевой дух врага.

В том случае, если защитники настаивали на своем и не собирались поддаваться панике, нападавшие также использовали осадные башни, благодаря которым устранялась разница в высоте между землей и верхом стен.

-7

Эти древние разрушители крепостей иногда носили очень приятные имена, такие как «котята», «ласки» и «виноградные лозы». Они были оборудованы платформами со специальными крюками, которые опускались на стены, чтобы попасть в город.

Кроме того, башни играли важную роль при штурмах, укрывая нападавших от града пуль, смолы и кипятка, которым их угощали осажденные. Они были покрыты пропитанными водой шкурами для защиты от огня. Иногда на них также клали листы металла.

Когда позволяли финансы и время, прибегали к одному из сложнейших приемов осады — подрыву, т. е. минированию. Этот тип действий получил более широкое распространение только после распространения пороха на полях сражений. Но он был эффективен и без него. Хитрость заключалась в том, чтобы выкопать туннель, ведущий к стенам, и заставить их рухнуть. Желаемый эффект может быть достигнут несколькими способами. Одним из них было размещение и подрыв мины под стеной. Другой – вырезание или сжигание деревянной конструкции.

Одним из самых жестоких способов захвата города или замка было перекрытие подачи воды. Так пала могучая крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье. Подсчитано, что благодаря огромным складам снабжения в замке две тысячи вооруженных людей могли защищать себя в течение пяти лет. Однако у крепости была и ахиллесова пята – акведук, по которому подавалась вода с окрестных холмов. Захват этой живительной артерии войсками султана Бейбарса стал одной из главных причин падения Рыцарской крепости в 1271 году.

Атакующие в тумане иногда рассчитывают на элемент неожиданности (хотя этого было очень трудно добиться) или на свое численное преимущество. Однако следует помнить, что подавляющая сила атаки могла победить только тогда, когда атакуемый объект был небольшим и плохо укомплектованным. В более крупных городах или крепостях было так много жителей-защитников, что они могли днем и ночью нести вахту по всей длине стен. Во время штурмов гарнизон такого города мог быстро собраться на угрожаемом участке.

Воля к борьбе на стороне осажденных вообще имела большое значение. Успех крестоносцев, завоевавших Иерусалим в 1099 году, часто приписывают слабости защитников, а не технике осады. А ведь у христиан была огромная башня, которая была выше стен!

Голод - окончательный победитель?

Но никакая машина, никакая причудливая тактика или практика никогда не могли гарантировать успех… кроме голодной смерти защитников. Это хорошо видно на примере крепости Рочестера, осажденной в 1215 году королем Иоанном. Предпринимались попытки преодолеть его, в том числе путем рытья траншей и обрушения угла укреплений. В конечном итоге причиной капитуляции жителей после 50 дней боев стало то, что у них закончились продукты. Именно голод был бичом не одной осажденной средневековой крепости и грозным оружием из арсенала осадных операций.

Вся техника, разработанная в средние века, вскоре резко изменилась. Все из-за пороха. Высокие стены и башни оказались ужасно уязвимыми для попадающих в их основания пушечных ядер. Случалось даже, что королю Франции Карлу VIII в 1494 году даже не пришлось осаждать многие итальянские крепости . Сама репутация его артиллерии заставила их сдаваться.

-8

Необходимо было создать укрепление, которое выдержало бы удар все более совершенного пушечного ядра. Здесь в 1500 году, когда армии Карла сеяли хаос в Италии, массы рабочих начали насыпать землю вокруг внешних стен местных крепостей. Первоначально французские солдаты не уделяли этим работам особого внимания, пока не заметили, что их бронзовые пушки были бессильны против укрепленных землей стен.

Всего за шесть лет пороховая артиллерия, совершенствовавшаяся почти столетие, была успешно нейтрализована людьми с лопатами. Можно даже рискнуть заявить, что чудо-оружие было побеждено самой обыкновенной вещью на свете - землей. Таким образом, история совершила полный круг, и для того, чтобы успешно защитить себя от нападения, снова были построены земляные валы. Вскоре осаждающие смогли найти решение по этому поводу, но это была уже другая история.