Продолжая серию статей о расформированной в конце 2000-х гг. Подвижной Ремонтно-Технической Базе РВиА сухопутных войск, обеспечивавшей ракетами и ядерными боевыми частями Оперативно-Тактические Ракетные Комплексы Р-17 "Эльбрус", мы расскажем про второе из трёх подземных спецхранилищ ядерных боевых частей на территории Ремонтно-Технической Базы при ПРТБ.
Так как территория ПРТБ очень большая, мы разделили статью на несколько частей. Если вы хотите почитать историю этой базы и посмотреть другие сооружения на её территории, то можете заглянуть в наши предыдущие пять статей о ней на канале.
Как мы уже рассказывали в первой части, ОТРК Р-17 изначально разрабатывался под ядерную боевую часть, а впоследствии было разработано целое семейство боеголовок разных типов.
Информация взята с википедии:
Самая простая фугасная головная часть 8Ф44 была оснащена 700 кг зарядом ТГАГ-5 и впоследствии устанавливалась на ракеты при штатном несении боевого дежурства.
В угрожаемый период из РТБ доставлялись более серьёзные аргументы, такие как термоядерная боевая частьСБЧ 9Н33-1 с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн и ядерные малыши СБЧ 8Ф14 с зарядом РДС-4 мощностью 10 килотонн.
Для отработки практических действий с ракетным комплексом также в войска поставлялась учебная головная часть 8Ф14УТ без ядерного боезаряда. Позже было разработано семейство экспортных вариантов фугасных головных частей с урезанными тактико-техническими характеристиками.
Но самыми интересными были СБЧ из семейства химических боевых частей, ведь наличие в СССР химического оружия в то время отрицали.
Этих химических боевых частей было три вида. Так СБЧ 3Н8 оснащалась 800 кг ипритно-люизитной смеси, СБЧ 8Ф44Г с полутонным зарядом газа V и СБЧь 8Ф44Г1 с аналогичным зарядом газа VX.
Но на закате СССР в 1988 г. между СССР и США был заключен договор о сокращении Ракет Средней и Малой Дальности, по которому Советский Союз обязывался прекратить производство этих ракетных комплексов.
А срок эксплуатации ракет Р-17 составлял 22 года и к концу 2000-х гг. все они выработали свой срок и были сняты с вооружения ВС РФ, после чего необходимость в данной ПРТБ отпала, с неё вывезли вооружение и расформировали.
И сейчас мы движемся к самому интересному подземному сооружению на территории бывшей Ремонтно-Технической Базы, из спецхранилищ которой доставлялись специальные боевые части для ракет.
Организационно РТБ подчинялась напрямую 12-му ГУ МО, которое занимается всем, что связано с ядерным оружием. Это была отдельная часть со своим личным составом и командиром, но находилась при Технической Ракетной Базе, образуя вместе с ней и автопарком саму ПРТБ, являющуюся по сути передвижной ракетной базой с собственным арсеналом.
Территорию когда-то опоясывали ряды ныне поваленных и подранных периметров.
Проходим "Сооружение-1" из прошлой статьи.
И выходим к перегрузочной платформе, куда подъезжали машины-хранилища СБЧ, доставляющие их в МИК при Технической ракетной базе для дальнейшей установки на ракеты.
К перегрузочной площадке выходит портал главного въезда в двухэтажное "Сооружение-2", а справа проход в склад уличного инвентаря.
Раньше на въезде был оборудован тамбур-шлюз с двумя гермоворотами весом по несколько тонн, но здесь они не сохранились в отличии от предыдущего хранилища.
Выглядели они вот так.
В предтамбур выведена труба вытяжной вентиляционной.
Далее мы выходим в небольшой зал регламентных работ.
Это хранилище РТБ отличалось от двух соседних по конструкции и было устроено гораздо сложнее. Вероятно комплекс хранилищ предусматривал хранение химических боевых частей ракет, а потому в одном из них была более развитая система фильтро-вентиляции воздуха. Это чисто наше предположение.
Хотя возможно это хранилище было защищённым МИК-ом самой РТБ и здесь проводили регламентные работы с изделиями из двух других хранилищ.
В торце зала было два помещения с откатными воротами, в центре проём прохода в двухэтажный технический блок, а слева со склада второго этажа спускалась ныне спиленная лестница.
Проходим в технический блок через проём, где раньше была установлена гермодверь.
В переходе был предусмотрен небольшой грузовой лифт на второй этаж для спуска и подъёма аккумуляторов из аккумуляторной комнаты.
И выходим на развилку с проходами во все стороны.
В помещениях первого этажа ещё оставались недопиленные металлические баки.
Электрощиты.
Вентиляционные расширительные камеры.
Но компрессоры и насосы все давно распилили.
Помещение бывшей дизель-генераторной установки. О наличии здесь когда-то дизеля теперь напоминает лишь подведённая к фундаменту выхлопная труба.
На втором этаже ещё стояли ржавые вентиляционные циклоны.
Теплообменник системы охлаждения воздухозабора ДЭС.
На расширительных камерах даже сохранились гермолюки, ведущие к защитным секциям забора воздуха, которые при воздействии взрывной волны закрывались автоматически.
И ещё один гермолюк, ведущий к аварийному выходу через вентиляционную шахту, к которой мы сходим позже.
Возвращаемся в общий коридор.
И поднимаемся наверх на второй этаж. Интересно то, что лестницу туда спилили до того как распилили нижний этаж.
И поэтому наверху осталось оборудование.
Это мощная фильтро-вентиляционная установка на 10 столбиков по три фильтра-поглотителя ФП-300. Для понимания, ФВУ такого размера обычно стоят в убежищах, вмещающих в себя порядка двух тысяч человек. А здесь это в довольно компактном хранилище боеголовок.
Ещё одно помещение занимал ряд противопылевых пакетных предфильтров ПФП-1000. Обеих этих систем нет в соседних двух хранилищах РТБ.
Расширительные камеры с системами кондиционирования и нагрева воздуха.
Щиты управления.
И самое главное на этом этаже.
Это климатическая установка.
Которая обеспечивала необходимую влажность воздуха в сооружении.
Грузовой лифт выходит в общий коридор этажа, а проходы в помещения здесь защищали ныне спиленные гермодвери.
Даже сливная труба раковины с туалетом здесь была оснащена фильтром.
Клапаны избыточного давления, которые сами закрывались при воздействии взрывной волны.
Помещение аккумуляторной.
Вытяжной шкаф кислотной комнаты.
Спускаемся обратно на нижний этаж.
Раньше у спиленной лестницы стоял пульт управления климатической установкой.
Далее проходим ряд тамбур-шлюзов запасного выхода, на которых раньше было установлено пять гермодверей подряд, обеспечивавших шлюзование их поочерёдным открытием и закрытием.
И через подходную потерну выходим наружу.
Так выглядит запасной выход, слева от которого есть ещё один вход, над которым возвышается вентиляционный оголовок.
Потерна от входа проходит к сооружению параллельно подходняку шлюзов.
А от вентшахты по ней проходит труба к расширительной камере воздухозабора дизельной.
За входной группой на холме виден ещё один вентиляционный оголовок.
Поднимемся к нему.
Здесь расположен гермолюк аварийного выхода из сооружения.
За которым вниз уходит вентиляционная шахта с ещё одним гермолюком в помещение дизельной.
Здесь же рядом находился заправочный колодец подземного топливохранилища ДЭС.
А ещё у выхода располагалась подземная градирня, в которую вели трубы от климатической установки сооружения.
Её воздухозаборный канал вёл к двум вентиляторам, за которыми находился теплообменный бассейн.
Ну а в следующей заключительной статье о этой бывшей ПРТБ мы расскажем про ещё одно последнее хранилище РТБ, так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.