У нарушений детского слуха могут быть самые разные причины: от особенностей строения уха — до острых воспалительных процессов. От того, чем именно вызвана проблема, зависит и подход к коррекции слуха. Елена Сидорова, врач-сурдолог и сурдопедагог, кандидат медицинских наук, рассказывает о том, как вовремя заметить проблему и как подойти к её лечению.
Этот материал — часть проекта «Мир особенного ребенка». Партнер проекта — благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».
Классификация нарушений слуха
Существует два главных типа слуховых нарушений:
Нарушения звукопроведения
Они связаны с анатомическими особенностями строения среднего уха: когда ухо расположено относительно низко или когда всю ротовую полость у ребенка занимает язык.
Нарушения звуковосприятия
Этот тип нарушений связан с недоразвитием слуховых косточек или неправильным развитием барабанной полости.
Нарушения звукопроведения и звуковосприятия могут присутствовать у ребенка как отдельно, так и совместно. Нарушения звукопроведения связаны с дефектами в наружном ухе, наружном слуховом проходе, среднем ухе и слуховой трубе (строго до внутреннего уха). Они могут быть вызваны генетическими факторами: недоразвитием или отсутствием ушной раковины и наружного слухового прохода. Кроме того, нарушения вызывают травмы и сильные удары — или возникновение серных пробок.
Порядка 90% воспалительных воспалительных изменений уха у детей связаны с проблемами в среднем ухе. Здесь могут возникать две такие особенности анатомического строения: когда у ребенка уши расположены слишком низко или когда всю ротовую полость занимает язык. Поясним: слуховая труба, если посмотреть на голову новорожденного в фас, направляется от крыла носа вниз к уху. Когда младенец с особым строением ротовой полости пьет грудное молоко, то если он поперхнется, дернется или заплачет, то содержание рта мгновенно окажется в слуховой трубе.
Из-за жидкости в слуховой трубе может развиться отит. Длительно протекающие хронические воспаления могут привести к тому, что слуховые косточки становятся неподвижными. Это происходит так: в ухе возникают воспалительные образования и патологические жидкости, которые как бы склеивают слуховые косточки.
Другое распространенное инфекционное заболевание — это менингит. В случае острых воспалительных изменений, как правило, ребенку можно помочь терапией. Любое воспаление всегда подразумевает присутствие боли: поэтому воспаление довольно легко распознать. Ребенок будет либо плакать, либо покажет родителю на ухо, либо прямо расскажет об этом — в зависимости от возраста. И помочь ребенку можно уже на доврачебном этапе. Начинать нужно с носа: при воспалении его распирает жидкость внутри, которая скапливается и не удаляется. Значит, родителю нужно, использовать сосудосуживающие капли по возрасту. Если у него ребенка при этом нет высокой температуры, то ему можно сделать тепловой компресс. Если вовремя его сделать, то иногда бывает так, что к утру он уже не будет жаловаться на плохое самочувствие, потому что таким образом раскрывается слуховая труба. Если этот способ не помогает, то требуется поход к отоларингологу, который назначит специальное лечение. Барабанная перепонка может разрываться под действием всевозможных воспалительных жидкостей, находящихся в ухе, — поэтому важно не затягивать с посещением врача.
Вернемся к обсуждению проблем звуковосприятия. Чаще всего это нарушения врожденного характера, которые связаны с недоразвитием внутреннего уха и наружных волосковых клеток. Они могут быть вызваны генетическими проблемами или болезнями матери во время беременности. Кроме того, на звуковосприятие могут повлиять и тяжелые роды.
Около 90% случаев детской тугоухости связаны с нарушениями звуковосприятия. Распространена проблема с тем, что ребенок слышит низкие частоты и вибрации, а высокие — уже нет.
По статистике [Всемирный доклад по проблемам слуха], примерно 1,5—2% детей рождаются с нарушениями слуха. На первом году жизни потеря слуха может возникать из-за тяжелых инфекционных заболеваний и механических травм.
Потерю слуха можно компенсировать установкой слуховых аппаратов или кохлеарной имплантацией.
Основное различие между этими двумя методами состоит в том, что кохлеарную имплантацию используют при более выраженной тугоухости, когда слуховой аппарат уже не помогает компенсировать нарушение. Кохлеарный имплант воздействует напрямую на слуховой нерв. Он преобразовывает электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.
Помимо работы медиков важна также работа сурдопедагогов: учителей-дефектологов, которые занимаются обучением, воспитанием и психолого-педагогической реабилитацией детей с нарушениями слуха. И одна из основных задач состоит в том, чтобы дети развили навык речи несмотря на частичную или полную потерю слуха, и могли коммуницировать эффективно коммуницировать с другими людьми: как слабослышащими, так и нет. Кроме того, сурдопедагогу важно взаимодействовать как с самим ребенком, так и с его родителями: чтобы те могли создать наиболее благоприятную среду для его развития.
Как родителю вовремя заметить нарушение слуха? Читайте об этом в полном материале.