Василек. Девчушка пяти лет. Милая, непосредственная и очень старательная. Сидит, выполняет артикуляционную гимнастику, хочет научиться произносить трудный звук «л».
- Молодец, Василек. Язычок размяли, потренировали. Теперь он сильный и ловкий. И у него обязательно получится новая песенка.
- А если я не смогу?
- Ты главное не волнуйся. Хочешь, расскажу один секрет?
Василек доверчиво кивает. Ну как не ободрить такую лапочку?
- Слушай, Василек, на самом деле произнести «л» легко. Нужно только не испугаться. Ты ведь не трусишка?
- Нет.
- Вот и хорошо. Тогда высуни язык и потяни долго-долго: ыыыы. Смотри: ыыыы. Попробуй сама: ыыыы.
Конечно, у умнички Василисы отлично получается.
- Молодец, Василек. Полдела сделали. Осталось не испугаться и прикусить язык. Не откусить (!!!), а прикусить. Совсем чуть-чуть.
Василек хохочет, а я подкрепляю слово делом. Высунула язык, потянула: ыыыы – и, продолжая тянуть, прикусила кончик. «Ы» ожидаемо превратилось в «л».
- Твоя очередь, Василек.
-Ыыыыллл.
- Браво! Правда, совсем нетрудный звук? Давай еще раз.
- Ыыыыллл.
Я еще немного порассыпалась в комплиментах, и успех закрепили. Поиграли в «Пароход». Розовый игрушечный пароход «плавал» от меня к Васильку и обратно, доставляя чудесные подарки: «Я хочу угостить тебя бананами. Встречай пароход. Он везет бананы и гудит: лллл. Приплыл. А ты чем меня угостишь? Грушами? Грузи на борт. Пароход плывет и гудит. Да-да, слышу. Хорошо гудит, громко. Пойду на пристань, встречать…».
Осталось шепнуть Васильку на ушко:
- Василек, ты научилась говорить «л». Теперь даже «лллодка» получится. Попробуй.
Василек кивает. Прикусила язычок, и слово «лодка» вышло не хуже, чем у меня.
- Здорово! Вот только…
- Что?
- Василек, ты же не можешь говорить так всегда.
Василек озадачена. И пока она хлопает глазами, я развиваю мысль:
- Лллодка, лллапа, лллужа… Язык видно! Подумают, что ты дразнишься. Спрячь язычок за зубки.
Васильку идея нравится. Улыбнулась шире и произнесла: «Лодка».
Одобряю:
- Вот так намного лучше. Не видно язык. Хорошо.
Я провожаю Василька в группу, и мы расстаемся, довольные друг другом.
На следующий день встречаю папу Василисы. Рассказываю о ее успехах, а папа смеется:
- Да, научилась. Вчера сели в машину. Я веду, Василек хвалится. «Знаешь, папа, я уже могу сказать «лодка»… и «лапа»… и «лужа». На самом деле, говорю тебе по секрету, звук «л» - совсем нетрудный. Нужно только не бояться откусить язык». Наталья Юрьевна, я чуть руль не выпустил)))
Когда мне жалуются, что работа логопеда однообразна, а потому тосклива, я рассказываю эту историю. Казалось бы, отработанный прием постановки звука, классика. Но дети умудряются сделать каждый раз особенным.
Мораль: пусть мы, логопеды, год за годом используем одинаковые игровые ситуации и приемы. Пусть даже доводим до автоматизма самые удачные из них. Пока рядом с нами разные дети, скучной наша работа точно не будет.
Всех с 1 сентября. С новым учебным годом, коллеги)