Здравствуй, к̶о̶в̶и̶д̶ вино 😂
СЕНТЯБРЬ - это седьмой месяц древнеримского календаря и девятый месяц Юлианского и Григорианского календарей. Название свое получил от латинского "septem", т.е "семь".
Сентябрь - собирает виноград, поэтому терпкий запах будущего вина есть главное послевкусие не только страницы "Великолепного часослова герцога Беррийского", но и других сентябрьских средневековых календарных сцен.
Виноградари срезают с кустов спелые гроздья на Виноградной горе в Анжу и с помощью запряженных в телеги быков тотчас увозят урожай в давильни, потому что медлить с этим дело нельзя.
Не знаю как вы, а я сразу вспоминаю Адриано Челентано и "Укрощение строптивого" 💙
Миниатюра эта примечательна тем, что выполняли ее не только братья Лимбурги, но и Жан Коломб.
Вы же помните, что герцог Беррийский умер 15 июля 1416 года, а братья Лимбурги, как принято считать, за несколько месяцев до него (в инвентарной книге манускрипт числится как незаконченный). Спустя много лет, около 80, при Карле I Савойском, над рукописью продолжил работать как раз Жан Коломб (сентябрь он писал лишь на половину, ноябрь - целиком).
Стилистические отличия заметны невооруженным глазом. Лимбурги - это про утонченность, тонкость, рафинированность. Им очень сложно подражать. Они истинные гении.
Коломб был первоклассным мастером и само собой довольно известным (ему покровительствовала Шарлотта Савойская, супруга Людовика XI), но конкурировать с Лимбургами - дело неблагодарное, ибо они вершина. Поэтому он продолжил работу в своей собственной манере, отвечающей эстетике новой эпохи (и под сильным влиянием Жана Фуке, того самого, кто Меленский диптих написал).
Сбор урожая (нижняя часть миниатюры) - дело рук именно Коломба.
От лимбургской декоративно-изысканной интернациональной готики у Коломба остается разве что формальное эхо о ней - визуальное свидетельство той самой рыцарской этики, придворной куртуазной культуры и культа Прекрасной Дамы, а именно изображение площадки для рыцарских турниров.
Та странная невысокая плетеная стена между виноградником и сторожевым рвом - "pallia" - разделяла соперников во время поединка.
Никакой поэтики, одна бытовуха.
Жующий виноград мужчина, от которого недвусмысленно хмельным душком попахивает (хотя, быть может, он просто устал... есть 😂 / рядом с ним корзинки, к слову, не видно, потому что кто не работает, то ест 😂), вид сзади другого мужчины, усердно собирающего плоды, беременная женщина, которая уже не есть дань средневековой моде, а просто символ плодородия.
Верхняя, архитектурная часть миниатюры - это Лимбурги. И тут уже все иначе.
Ювелирно выточенные зубцы, башенки, каминные трубы и шпили, над которыми звонко золотятся резные флюгера, флажки и геральдические лилии.
Изначально полагали, что это замок Бисетр - резиденция герцога близ Парижа. Но спустя время выяснили, что планы то не совпадают и на самом деле перед нами замок Сомюр в южной части Анжу, на пересечении рек Туе и Луары (Сомюр издавна был городом виноделов, писать сентябрь с него сам бог велел).
Кстати, всем любителям красного посвящается - именно долина Луары до сих пор славится своими сухими красными винами, лучшее из которых, как говорят, Domaine du Collier Saumur Rouge La Charpenterie 😁
"Тут вся целиком история Франции. Бок о бок с шатким домом, стены которого покрыты грубой штукатуркой, увековечившей труд ремесленника, возвышается особняк дворянина, где на самой середине каменного свода ворот еще видны следы герба, разбитого революциями, потрясавшими страну с 1789 года. На этой улице нижние этажи купеческих домов заняты не лавками и не складами; почитатели средневековья могут здесь найти неприкосновенным лабаз наших отцов во всей его откровенной простоте".
"Евгения Гранде", Оноре де Бальзак. Отрывок про Сомюр.