Это были 80-е, и в США активно велись исследования по установке крыла с так называемой отрицательной или же обратной стреловидностью на сверхзвуковые истребители.
Обратная стреловидность - эта такая стреловидность, при которой законцовки крыла вынесены не назад относительно фюзеляжа, а вперёд.
Это сейчас такая архитектура кажется невообразимой, а вся её глупость может поспорить разве что с попытками летать хвостом вперёд. Но тогда эта идея казалась весьма перспективной.
Так в 1984 г. состоялся первый полёт американского истребителя от компании Northrop Grumman, модель носила название X-29. Входе испытаний был выявлен рад преимуществ обратной стреловидности. На небольших скоростях прототип вёл себя очень маневренно.
Отчасти этому способствовали и стабилизаторы переднего горизонтального оперения. Плюс ко всему самолёт вёл себя куда стабильнее на больших углах атаки, потому что существенно возросло и так называемое аэродинамическое качество крыла.
Это в свою очередь сокращало пробег при взлёте и выбег при посадке, что сулило перспективному самолёту судьбу палубного истребителя. Справедливости ради нужно отметить, что все эти решения снизили радиолокационную заметность планера в его передней полусфере.
Однако наряду с неоспоримыми плюсами были и недостатки. Причём такого характера, которые с лихвой перекрывали все описанные выше достоинства обратной стреловидности.
Так при набегающем встречном потоке воздуха законцовки крыла испытывали так называемую положительную обратную связь. А вот при обычной классической прямой стреловидности эта обратная связь была отрицательной.
Если перевести этот околонаучный язык на общепонятный, то при обратной стреловидности законцовки крыльев выгибались. Причём даже незначительный их выворот увеличивал саму причину появления этого выворота. Именно поэтому обратная связь положительная.
Когда же крылья расположены под прямой стреловидностью, то всякая попытка законцовок вывернуться приводит к тому, что омывающий их поток воздуха возвращает их на место. С обратной стреловидностью же всё было иначе: воздух всякий раз пытался если не сломать крылья, то вывернуть их так, что фюзеляж либо шёл винтом от силы скручивания, либо резко уходил вниз или вверх.
И да, вместо тысячи слов есть иллюстрации, которые наглядно демонстрируют этот эффект аэродинамической дивергенции крыла:
В результате американские авиаконструкторы пришли к выводу, что сам каркас крыла надо сделать из титана, а его обшивку - из углепластика. И вот казалось бы, решение найдено - просто сделать крыло особо прочным, чтобы воздух не смог ни вывернуть, ни сломать конструкцию. Но на деле вся суровость законов физики оказалась недооценена.
При попытке преодолеть сверхзвуковой барьер проявились так называемые негативные волновые явления. Да, весь смысл существования любого истребителя по большому счёту как раз и сводится к его сверхзвуковым лётным характеристикам. Потому что на дозвуке такие машины вообще неинтересны. Так вот, особо прочные американские крылья не ломались, но на скоростях близких к звуковому барьеру, эти крылышки начинали вибрировать, и вибрация эта шла по всему фюзеляжу, угрожая полным разрушением всего самолёта
В результате на сверхзвук прототип тиак и не вышел, на весь проект ушло $87 млн., и закрыли его в 1992 г.
И, как это уже ни раз бывало, Советский Союз не сидел сложа руки. Привычка - подглядывать за железный занавес - привела к тому, что советским партийным функционерам уж очень хотелось подготовить очередной симметричный ответ Западу и создать свой истребитель с обратной стреловидностью крыла, и чтобы он при этом выходил на сверхзвук.
Так в частности при реализации проета было решено отказаться от титановых элементов в конструкции, и вместо этого сделать его полностью из углепластика. Это в какой-то степени снижало боевую живучесть планера, особенно при сваливании. Но это и не нужно было. Нужно было просто один раз преодолеть сверхзвуковой барьер и удачно приземлиться, чтобы утереть нос Западу.
Но сделать это не получилось. Так крылья Су-47 с высочайшей степенью жёсткости испытывали ту же самую тряску и вибрации от негативных волновых явлений. Законы физики не удалось обойти и на этой части планеты, так что проект советский пришлось закрыть, потому что прототип даже не приблизился к звуковому порогу.
На сегодняшний день разработки в этом "обратном" направлении не ведутся практически нигде, т.к. всё ещё непонятно, как именно бороться с вибрациями.