В прошлый раз я сказала, что мы все привыкли учиться неправильно: традиционные подходы не работают и надо что-то делать. Делать можно многое, но для начала разберём несколько базовых принципов, которые проверенно работают для любого обучения.
Пользоваться изученным
Именно пользоваться! А не повторять миллион раз, пока слова не застрянут в подкорке. Иначе мы только поглощаем информацию, не успевая осмыслить и вообще понять, какой от неё толк. В одно ухо влетело, в другое вылетело, короче говоря.
Под “пользоваться” можно подвести любые задачи, которые заставляют активно вытаскивать изученное из памяти и заодно подсвечивают пробелы. Это классический подход с уроков математики: сначала изучаешь теорему, а потом решаешь задачи на отработку. В случае иностранных языков это письмо и говорение, в других дисциплинах — практические задания, тесты, самопроверка. Устраивать себе краш-тест чуть ли не каждый день, конечно, непросто, но это действительно самый эффективный способ освоить новую информацию. И не забыть через неделю.
Распределять время
Забываем про подход “выучил — сдал — забыл”. Пробуем новый: выучил — потренировал — вспомнил — потренировал ещё раз. Для закрепления материла в долговременной памяти требуется время, поэтому такое распределённое обучение работает лучше стандартной зубрёжки от заката до рассвета. Информация успевает улечься и при этом не сливается в сплошную массу из случайных фактов, как при попытке переварить весь учебный курс за один присест.
При такой организации одно занятие на четыре часа замечательно превращается в два занятия по полтора часа. А три дня усиленной зубрёжки становятся неделей размеренного интервального повторения. Ты при этом учишься эффективнее и заодно получаешь перерыв на отдых или просто другие дела. Плюс приходится каждый раз заново вспоминать пройденное, а значит соблюдается принцип активной работы со знаниями.
Искать обратную связь
В идеале — от специалиста, который разбирается в предмете и сможет оценить твои успехи ещё в процессе обучения. Если учишься самостоятельно, подойдут, опять же, тесты и проекты, которые заставляют применять новые знания и навыки (помним пункт первый). Мы привыкли пройти курс, получить оценку и расслабиться. Но регулярная обратная связь очень важна, чтобы осознать слабые стороны и не переучиваться потом долго и мучительно.
Налаживать контакты
У каждого взрослого уже сложилась система знаний и жизненного опыта. Новая информация закрепится, если найти ей место в этой системе. Поэтому обучение не должно быть абстрактным: программист, врач и журналист совсем по-разному будут воспринимать одинаково чуждый им китайский язык. Им будут интересны разные темы, они будут пользоваться языком в разных ситуациях, у них будут разные образовательные привычки.
Чем больше контакта между новыми знаниями и твоей реальностью, тем лучше. Так что, прежде чем взяться за новый курс, смело включай эгоиста: чем эти знания помогут именно мне, как их применить в моей жизни, что я уже знаю на эту тему, что хочу узнать, а что можно оставить в стороне. Знания — для тебя, а не ты для них.
А ты соблюдаешь эти принципы эффективного обучения?
— — — — —
Butler A. C., Marsh E. J., Slavinsky J. P., & Baraniuk, R. G. (2014). Integrating cognitive science and technology improves learning in a STEM classroom. *Educational Psychology Review*, *26*(2), 331-340.
Karpicke J. D., Bauernschmidt A. Spaced retrieval: absolute spacing enhances learning regardless of relative spacing. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 37(5): 1250. 2011.
Wlodkowski R. J., & Ginsberg M. B. (2017). Enhancing adult motivation to learn: A comprehensive guide for teaching all adults. John Wiley & Sons.