Найти тему
TechInsider

Где у корабля тормоза? Вы удивитесь, но...

Оглавление

У кораблей и катеров нет тормозов. Несмотря на это, у судоводителей есть четыре способа остановиться. Какие из них вам знакомы?

    Где у корабля тормоза? Вы удивитесь, но...
Где у корабля тормоза? Вы удивитесь, но...

Поэтому судоводители – капитаны и рулевые – используют другие способы. Часть из них, в свою очередь, не могут применяться на суше.

Рулевому приходится также учитывать, что на любой корабль, даже моторный, сильно влияет ветер и течение. В одних ситуациях они помогают остановиться, а в других, наоборот, мешают.

Универсальный способ - инерция

Вода создаёт сопротивление движению корабля, поэтому если выключить двигатель или обезветрить паруса, он постепенно замедлится. Правда, полной остановки ждать приходится очень долго, поэтому обычно рулевой сбрасывает скорость таким образом, а потом пользуется одним из следующих способов.

Гребные лодки

Если вёсла окунуть в воду на скорости и упереться в них, удерживая поперёк потока, лодка быстро замедлится. Сделайте один гребок в обратную движению сторону, и она остановится совсем.

Моторные суда

Моторные суда движутся вперёд за счёт тяги винта. А если пустить винты работать в обратную сторону? При этом реактивная струя направляется вперёд. Корабль не тормозит в строгом смысле слова, а замедляется до полной остановки. Если рулевой в этот момент не выключит задний ход, корабль начнёт пятиться кормой вперёд.

Правда, у этой техники есть недостаток – рули перестают работать как надо. Именно поэтому “Титаник” не смог избежать айсберга. Его рулевой положил рули набок и тут же, не подумав здраво, перевёл машины на задний ход. Это свело на нет эффект от первого действия.

   Надувная лодка Photo by Daniel Salcius on Unsplash
Надувная лодка Photo by Daniel Salcius on Unsplash

Парусники

У яхтсменов собственный способ. Когда надо резко остановить лодку, можно заставить паруса работать в обратную сторону. Правда, такое возможно не всегда – например, так не получится сделать, если ветер попутный.

Поэтому для остановки парусную лодку обычно разворачивают носом против ветра или кладут в дрейф, то есть ставят одним бортом к ветру. Паруса настраивают так, чтобы они потихоньку двигали лодку то слегка вперёд, то слегка назад.