1 сентября начинаются занятия во всех учебных заведениях страны – школах, училищах, вузах. В честь этого события и учрежден праздник – День знаний. Но если посмотреть шире на само понятие «знания», то очевидно, что этот праздник касается всех и каждого, независимо от возраста и профессии. Ведь все мы всю сознательную жизнь чему-то учимся. Стремление к познанию мира заложено в естестве человека, как существа разумного. Так что поздравляю всех вас, собратья по разуму, с этим прекрасным праздником! Учиться никогда не рано и никогда не поздно. Так что давайте учиться, причем с радостью и вдохновением, иначе это не учение, а мучение.
Предупреждаю, текста много! Ну, что почитаем, товарищи бывшие ученики? Вспомним былое…
Ну, и в качестве иллюстрации учения разумному, доброму, вечному помещаю три фотографии первой половины 1910-х годов учеников Издешковской начальной железнодорожной школы. На главном снимке изображен учебный класс, на двух других ученики оказывают помощь крестьянам в уборке сена. Фотографии предоставлены краеведческим музеем Издешковской средней школы.
Часто для оценки дня сегодняшнего мы обращаемся к прошлому. В массовом сознании типичен стереотип об ухудшении времен, то есть вот раньше-то было как здорово, не то что сейчас, был век золотой, а нынче железный. А что с учительством? Довелось недавно слышать суждение, что при царе-батюшке учителя получали хорошую зарплату и были обеспеченными людьми. На самом деле, уверяю вас, дорогие друзья, в России учителя ни при царе, ни при генеральном секретаре, ни при президенте богато не жили и не живут.
Для того, чтобы это утверждение не было голословным, обратимся к результатам анкетирования учителей, проведенном в 1916 году по инициативе Смоленского общества взаимопомощи учащих и учивших. Целью этого исследования было выяснение «санитарного» положения учителей начальных и низших училищ (начальных школ) – условий их труда и проживания, материального обеспечения, культурные потребности и т.д.
На 1 января 1917 года в Смоленской губернии, по официальным данным, было 3549 учителей. Четвертую их часть составляли учителя-мужчины, три четверти – женщины. Повторю, что речь идет о начальной школе. Сколько сейчас учителей-мужчин в начальной школе, сами знаете, около нуля. На вопросы анкеты ответили 43,4% учителей, т.е. достаточно большое количество, чтобы можно было делать статистические обобщения.
По семейному положению абсолютное большинство учительниц были одинокими, учителей-мужчин было больше семейных.
По возрасту больше половины учительниц, ответивших на анкету, находилась в возрасте до 25 лет. Учителя несколько старше. Педагогическую деятельность чаще всего как учителя, так и учительницы начинали очень рано – до 20 лет.
Состояние здоровья педагогов представляло устрашающую картину: за средние 8 лет педагогической деятельности количество лиц с хорошим здоровьем до начала учительства уменьшилось в 3 раза, а количество лиц, здоровье, которых было изначально неудовлетворительным, увеличилось больше, чем в 5 раз. Наибольший процент заболеваний падал на заболевания нервной системы, органов дыхания, малокровие и заразные болезни.
63% процента учащих занимались с количеством учеников, превышающих 40 человек. Чаще всего приходится заниматься с 40-50, 30-40 и 50-60 учеников. Некоторой части учителей приходилось заниматься с 70, 80 и даже больше учениками.
Учебный год продолжался в среднем 145 дней. Кроме обязательных дневных классных занятий имелись еще дополнительные занятия. Из них 17% составляла работа по внешкольному образованию, затем шли вечерние и воскресные занятия со школьниками, частные уроки, занятия сельским хозяйством.
Материальное положение учителей было крайне скудным. Отказывали себе в питании около половины педагогов. 16% указывало на плохое питание, как на одну из причин своего заболевания. Расход на питание составлял половину всех трат учителя.
Жили учителя при школах. При этом в 313 ответах содержатся жалобы на холод, половина жалуется на тесноту и треть – на сырость квартир. Похожая картина и при характеристиках классных помещений: половина анкетируемых указывала на тесноту и недостаток хорошего воздуха, треть – на холод, затем на сырость.
Самую же яркую картину труда, быта и морального состояния учителей предреволюционной России дают их развернутые ответы (в скобках указывается уезд):
«Работа не тяготит, но условия невозможны, помогают мне родители, без их помощи существовать нельзя было бы» (Гжатский у.).
«Все время занимаюсь в крестьянских избах, глотаю нездоровый воздух. Летом работаю на почте или занимаюсь сельским хозяйством. Холод, болезни и голод витают над жизнью учителя. Нужда растет не по дням, а по часам. И меркнут его идеалы, как звезды хоронятся за темными тучами. Ждет он ярких лучей, не бросает любимое дело. В свет не приходит. Дождется ли? Хватит ли силы дотянуть до конца? Хватит ли?» (Гжатский у.).
«Нуждаюсь буквально во всем: в одежде, обуви. По предписанию врача мне нужно молоко, которое из-за дороговизны покупать не могу. И так во всем» (Рославльский у.).
«По недостатку средств не могу вставить себе зубы, благодаря чему от плохо пережеванной пищи постоянно болит желудок; не на что полечиться, чтобы поправить расстроенное здоровье» (Юхновский у.).
«Отказывая себе в необходимом во всем, все-таки приходится занимать в долг у родных» (Юхновский у.).
«Материальные условия жизни учителей известны всем: жить приходится впроголодь, одеваться хуже, чем простой деревенский крестьянин» (Юхновский у.).
«Работаю добросовестно, но бывают дни, когда хочется бежать туда, где тепло, сыто и где можно говорить. Хочется развиваться, и не имеешь возможности: нет времени и нет физических сил. Дети привыкли ко мне. С каждым годом все охотнее и охотнее отдают детей. Школа рассчитана на 60, а их 130 на двоих. Если бы немного облегчили труд, дали 3-ю учительницу – лучших условий не искала бы» (Бельский у.).
«Слишком тяжелое материальное положение часто самых идейных людей выводит из терпения и заставляет взяться за другой труд, часто не любимый, но хорошо обеспеченный, дающий возможность на сносное существование. Нельзя учащего держать в положении клячи, которой много гону, но мало корму» (Гжатский у.).
«Если не будет улучшено материальное положение, то несомненно придется бросить то дело, которому отданы лучшие годы жизни. В данной местности ученик, только что окончивший школу, зарабатывает 2 руб. 25 коп. – 2 руб. 50 коп. в день, крестьянин – 5 рублей. Дневной заработок учителя – 1 руб. 32 коп.» (Гжатский у.).
«При современных условиях жизни только остается бежать из школы, чтобы не повеситься от моральной и физической голодовки» (Духовщинский у.).
«Невозможность купить теплую одежду, глушь деревни при отсутствии хорошей книги для чтения и здоровой повременной прессы ставят положение сельской народной учительницы в разряд мученичества. Неудивительно поэтому, что многие из учительниц оставляют свою непосильную, хотя и благородную ношу, и идут в разные канцелярии писцами» (Ельнинский у.).
«Школа меня совсем не удовлетворяет при настоящих условиях. Если найду более выгодное что-нибудь, то сейчас же сбегу. Жалованья не хватает. У отца вечно просить стыдно. Наконец, вечная голодовка ужасна» (Краснинский у.).
«За свою трехлетнюю работу я не нашла ни одной светлой черты в учительской жизни, кроме вечной борьбы с нуждой, вечного счета жалких копеек… Не может быть не только удовлетворенности, а есть одно только желание и стремление бежать от учительства, бежать куда-нибудь, пока преждевременно не превратился в инвалида, ни к чему неприглядного, для которого богадельни не выстроится. Всякому более или менее культурному человеку известно, какова может быть жизнь односторонняя, состоящая только в заботе о хлебе насущном» (Смоленской у.).
«Жизнь в глухой деревушке, в ветхом, холодном, сыром помещении, без единственного интеллигентного человека, с тяжелыми материальными условиями – ужасна» (Вяземский у.).
«После духовного подъема чувствуется усталость, хочется отдохнуть, что же получаешь? Вместо друга – журнала, приличной пищи и обмундировки – долги и долги без конца…» (Гжатский у.).
«Материальное положение учительского персонала ужасное. Многие учителя и учительницы недостаточных родителей. Родители выбивались из последних сил, чтобы дать образование детям, а потом к старости получать от них помощь. Но учительский персонал не только не может помогать родителям, он даже не может сам себя содержать так, как следует человеку, окончившему среднее учебное заведение: он отказывает себе в пище, в одежде и в развлечениях (не говоря о большем). А благодаря такому плохому материальному положению, интерес к учительству пропадает, и они думают больше о том, как бы им концы с концами свести и не остаться должной, чем об учении и учениках» (Рославльский у.).
«Многие молодые люди стремятся в школу, но у многих этот порыв быстро охладевает, потому что школа наша бедно обставлена: помещения тесные, сырые и холодные, на одного учащего приходится 60 и 70 человек, да к тому скудное содержание учителя; и года через два уже учитель подумывает, как бы ему поискать занятие подручное, да и в успехах своих он уже разочаровался при условиях подобного рода, и только привычка или искренняя привязанность немногих задерживает на десятки лет в школе. Для дальнейшего развития школьного дела необходимо улучшить школьную обстановку во всех отношениях» (Смоленский у.).
«Не удовлетворяет меня школа по двум причинам, а именно: я люблю детей и занятия с ними тоже, но жаль, что труд оплачивается очень скудно, и притом обременяют учителя количеством учеников (на одного учителя приходится от 55 до 70 человек учеников при двух отделениях). Крестьянские дети начальной школы подвергаются сильным морозам и другим ненастьям по пути в школу. Им приходится идти три, а некоторым и четыре версты до школы. Зимою их приходится долго отогревать в школе, от этого у многих детей отпадает охота к учению. Когда отдельные дети покидают школу по вышеуказанным причинам, то коробит от этого, и руки опускаются» (Юхновский у.).
«Весь век живу с семьей в голоде и к старости не надеюсь иметь никакой пенсии за мои 30-летние школьные труды при моем убожестве».
«Условия учительского труда в нашей местности довольно унылые. Население еще не дошло до того сознания, при котором грамотность является насущным хлебом для человека. Многие, а особенно старообрядцы, считают ее роскошью, без которой можно и обойтись. Приходится много и часто говорить с ними о пользе образования. Дети-учащиеся пользуются таким отношением родителей к образованию и часто не посещают школу, ссылаясь на какие-либо домашние работы или на неудобства перехода через реки. Все это вместе вредит делу и убивает энергию в учителе. Только бывшие мои ученики с доверием смотрят на школу и охотно ведут в нее своих детей. Вот это и дает мне некоторое удовлетворение и силы для дальнейшей работы» (Бельский у.).
«За шесть лет службы не имела покоя: запросов много, денег мало, кругом в долгу» (Сычевский у.).
«Пошла в сельские учителя по призванию, несмотря на то, что могла бы в материальном отношении устроиться гораздо лучше: жить в городе, а, следовательно, и в большей степени удовлетворить культурные потребности. Учительство в деревенской школе принесло духовное удовлетворение: в своих учениях сумела пробудить жажду к книге и по возможности старалась ее удовлетворить. По окончании учения ученики не порывали связи со школой, став взрослыми, они несли к учительнице свои новости и радости… Теперь – я разбитый жизнью и болезнью человек, живу на новом месте и учительство меня тяготит» (Юхновский у.).
«Работа сама по себе интересная, но при непременном условии придерживаться сухой и частью непосильной программы для детей, большом количестве учеников на одного учителя, занятиях с двумя отделениями, а также плохом, тесном и очень пыльном помещении, недостатке пособий, а в текущую войну и письменных принадлежностей, – работа эта утомляет, раздражает, ослабляет энергию и притупляет всякий интерес к ней. При таких условиях протекает и личная жизнь. Кроме работы в школе еще очень много и дома, чувствуется недостаток во многом из-за недостатка средств, особенно во время войны» (Бельский у.).
Остается добавить еще два отзыва учителей о своем труде, чтобы понять их вклад в развитие нашего Отечества:
«С идеальной точки зрения – учительский труд благодарен. Всякий любящий родину должен отдаться весь этому делу» (Гжатский у.).
«Трудны условия учительской жизни, но сознание того, что делаешь великое дело, утешает» (Юхновский у.).
Источники: Положение учащих Смоленской губ. по данным анкеты 1916 года // На пути просвещения: история России конца XIX – первой трети XX веков в судьбах педагогов. Смоленск: Край Смоленский, 2016. С. 500-570. (Библиотека журнала «Край Смоленский»); официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol
Автор: Юрий Шорин
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.