Найти тему

Ментальные ловушки и как мы в них оказываемся?

– Ну всё, я попал…

Шотландский психолог Кеннет Крейк в работе «Природа объяснения» впервые предположил, что наш мозг создает «модели действительности в уменьшенном масштабе» и использует их, чтобы предвидеть грядущие события.

Нам нужно мгновенно реагировать на все происходящее вокруг, поэтому наш мозг строит основанные на нашем опыте идеи, стратегии, способы понимания, и на базе этих упрощенных моделей мы принимаем решения.

Из-за упрощения мы делаем много ошибок и становимся заложниками ментальных ловушек.

Одна из самых известных ловушек – выученная беспомощность. Мы делаем несколько попыток в одном направлении (например, пытаемся создать свой бизнес), у нас ничего не получается и мы выстраиваем модель реальности, в которой чтобы мы здесь не делали – ничего не получится. Также мы не можем убедить других людей предпринять какое-то действие, если они оказались в ловушке выученной беспомощности.

Изучая ментальные модели и ловушки, мы можем научиться:

  • В эти ловушки не попадать.
  • Вытаскивать себя из ментальных ловушек.
  • Достигать своих целей в общении с людьми, которые стали жертвой ментальной ловушки.

Вот несколько известных ментальных ловушек:

· Бритва Хэнлона. Суть этой ловушки заключается в том, что люди видят проявление злобы или агрессии там, где их нет.

· Иллюзия частотности. Человек, узнавший о каком-то новом или интересном ему явлении, понятии или событии, начинает, как ему кажется, повсюду натыкаться на упоминания о нем.

· Ошибка меткого стрелка. При этой ловушке мы берем сходные данные, подходящие под некую закономерность, а те, что в нее не укладываются, игнорируем.

· Эффект фрейминга. Подвергаясь влиянию данного эффекта, люди могут отнестись к одному и тому же утверждению по-разному, в зависимости от формулировки.

· Эффект Форера. Этот эффект заключается в склонности людей считать, что некоторые совокупности утверждений слишком точно характеризуют лично их, даже в случае, когда эти утверждения подходят для описания многих.

· Эффект ореола (гало-эффект). При этом когнитивном искажении общее впечатление о человеке влияет на оценку его отдельных характеристик.

· Эффект Голема. При этом психологическом эффекте более низкие ожидания, возлагаемые на отдельных лиц, либо руководителями, либо самим индивидуумом, ведут к ухудшению показателей индивидуума.

Про какие ментальные ловушки вы знаете, а какие - разобрать?