Александро-Невские храмы и часовни в Вышнем Волочке, селе Алексейкове и посёлке Ключино
Почитание св. Александра Невского в Вышнем Волочке и уезде.
«В 27-й день. Обедали на Вышнем Волочку и тут изволил смотреть каналов и мельниц и протчаго строения у Сердюкова и был тут до вечера и поехали в путь», - такая запись в «Походном журнале» Петра I о посещении Вышнего Волочка в феврале 1723 г. Этот год запомнился не только памятным посещением Петра Великого Вышнего Волочка, но и торжественным шествием с мощами святого Александра Невского через Вышний Волочёк в Санкт-Петербург. Это самое ранее свидетельство о почитании святого князя Александра Невского на Вышневолоцкой земле. И связано оно с пребыванием мощей святого князя в Вышнем Волочке. Возможно, будут найдены и другие свидетельства об этом событии, а так же свидетельства о более ранних фактах почитания святого князя на Вышневолоцких землях, однако, на сегодняшний момент можно говорить о 1723 г., как о дате самого раннего факта почитания.
«Несли вышневолоцкие ямщики...». Мощи Александра Невского в Вышнем Волочке.
Сам факт перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург был не сколько событием имевшим особое значение для церкви, сколько событием общественно-политическим. Ещё в 1710 г. будучи в Санкт-Петербурге Пётр «осматривал места, где быть строениям и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Чёрной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. троицы и св. Александра Невского».[1] Основание первого в Санкт-Петербурге монастыря и посвящение его Александру Невскому было не случайным. Тем самым Пётр Великий проводил параллель между событиями Невской битвы 1240 г., произошедшей в этих на берегах Невы при впадении в неё речки Ижоры и отвоеванием Невских берегов у шведов в ходе Северной войны.
Почитание Александра Невского, как защитника и покровителя Русского государства, было традиционным для Московских государей, и Пётр не был исключением. Вступая в войну с северным соседом он не только выполнял задачи стратегические и торгово-экономические, но и прежде всего, осуществлял возврат исконных русских земель. Поэтому обращение царя к имени Александра Невского, воевавшего за эти земли, лишь подкрепляло авторитет деяний Петра Великого.
В присутствии Петра и «при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества, на сем месте имеет создатися монастырь» - и поставлена на том месте часовня. В 1712 г. на левой стороне речки заложена, а 25 марта следующего года освящена была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построены были кельи и учреждено иноческое житие. В 1717 г. заложили, а в 1724 г. освятили храм в честь Александра Невского. И в этот период не заставило себя ждать и перенесение мощей князя.
Своим указом от 29 мая 1723 г. «обретающияся во Владимирском Рождествене монастыре мощи св. Благоверного Великого Князя Александра Невского» Петр повелел перенести в Александровский монастырь.[2] 21 февраля 1722 г. мощи предварительно освидетельствовал вице-президент Синода Новгородский архиепископ Феодосий (Яновский) и архимандрит Рождественского монастыря Сергий. Устное повеление царя, закрепленное соответствующим актом Сената повелевало перенести мощи не позднее 20-25 августа 1723 г. Исполнение возложили со стороны духовной на архимандрита Сергия, а со светской – окольничему Михаилу Васильевичу Собакину. [3]
В Москве изготовили ковчег для мощей, а в начале июня 1723 г. составили маршрут и определили: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чего бы оные ведения ни были». В городах и крупных селах нести ковчег должны были священнослужители и монахи, при чём на ночлег во избежание пожаров мощи ставить поручалось в поле в особом шатре.
11 августа торжественный крестный ход начался.[4] В своём доношении из Владимира от 11 августа Собакин не только описал сам ход торжества и все приготовления, но и указал, что в «Московской губернии вицегубернатор и Володимерской провинцыи воевода для оного пренесения велели собрать людей с постронних жилищ на Болшую дорогу в пристойное место по 5 верст; в Великом Новеграде, и во Твери, и в Клину о сем я ж, нижепоименованный, приказал воеводам, дабы те люди для ношения святых мощей были в готовности, так же и на дороге мосты, где есть худы, починивали, и что бы во оном пути… собрать оных людей для пренесения святых мощей заранее».
26 августа мощи были уже в Твери, где святыню встречали архимандриты с городским духовенством, 27-го – встреча произошла в Малицком монастыре, 28-го в Торжке, некогда освобожденном Александром Невским от нашествия литвы. 29 августа мощи прошли село Выдропское (Выдропужск). Сопровождавший мощи архимандрит Сергий пишет в своём «Юрнале»: «В 29 день от тое деревни Киселенок в путь пошли в 7 часу по полунощи, отошли 24 версты до села Выдропского и тут ночевали, а встретили Святые мощи из того села со кресты поп да дьякон за 2 версты». И тут же случилась оказия: «День был к вечеру с дождем и тут ношатые люди разбежались Коломенских 20 человек, да Будовских 60 человек, для чего на силу людей собирали из прохожих».[5]
30-го августа «от того села в путь пошли в 6 часу по полунощи и под деревнею Лыкошевой починивали мост, и тут архимандрит с протчими святили воду, стояли 2 часа». «Протчие» - это сопровождавшие мощи три попа и дьякон из с. Выдропужск. Не доходя одной версты до Николо-Столпенского монастыря мощи встретили строитель обители и иеромонах. Ночевала процессия в 23 верстах от Выдропужска «прошед монастырь, что словет Никола Столп».
В Вышний Волочёк процессия прибыла 31 августа. «В 31 день с того ночлегу в путь пошли в 6 часу по полунощи, - пишет архимандрит Сергий, и дошли до Вышняго Волочка, и на том Волочке была остановка 3 часа в переправе через реку, понеже мосты худые и узкие, перевозили святаго мощи на судне». В Вышнем Волочке встреча была особой: «Встретили Святаго мощи из того Волочка со кресты 6 попов да дьякон за версту и проводили со обычною честью, звоном и с собранием многова народа, и отошли от Николы Столпа 35 верст, стали ночевать в 6 часу по полудни под селом Коломною и из того села Коломны встретили святаго мощи 2 попа, 2 дьякона за две версты, несли Вышневолоцкие ямщики, день был красной».[6]
На открытии памятника императору Александру II в Вышнем Волочке в 1899 г. о событиях 1723 г. вспоминали особо. Само торжество открытия памятника специально приурочили именно к концу августа, что бы день совпал с днем пребывания в Вышнем Волочке мощей Александра Невского.
«166 лет тому назад, - сказал возглавивший торжество Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), - в сегодняшний день 30 авгута, может быть, даже в эти часы, в которые мы здесь находимся, в г. Вышний Волочёк были принесены мощи св. благ. и вел. Князя Александра Невского. В ночь с 29 на 30 оне находились в Николо-Столпенской пустыни и только к вечеру могли прибыть в здешний город. Катафалк, на котором помещались святые мощи, был так велик, что в собор внести его не было возможности, и все жители г. Вышняго Волочка вынуждены были поклоняться св. мощам на площади около собора».[7] Так событие 1723 г. оставило особый след в истории Вышнего Волочка.
20 сентября 1723 г. процессия с мощами прибыла в Шлиссельбург, где мощи поставили в храме и началась подготовка ковчега к торжественному входу в Петербург. Лишь через год, Пётр лично встретил мощи Александра Невского на особой галере. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. На вёслах сидели знатные вельможи, а за рулем был сам император. 30 августа мощи торжественно внесли в Александро-Невскую лавру.
Часовня св. Александра Невского и часовня-памятник Александру II.
В 1834 г. в честь святого князя в Вышнем Волочке выстроили и освятили храм при тюремном замке, который с переоборудованием деревянного замка под городскую больницу освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорябщих радость». Однако, и при новом каменном тюремном замке так же существовала Александро-Невская церковь.[8] Ещё один храм в честь Александра Невского планировался в Солдатской слободе. В новое здание планировалось перевезти походную церковь военно-рабочей команды. В 1836 г. главноуправляющий ведомством Путей сообщения граф Карл Фёдорович Толь ссылаясь на сообщение командующего бригадой военно-рабочих батальонов полковника Рихтера, предложил «устроить новую церковь в деревянном доме, принадлежащем Вышневолоцкому отделению, состоящем в Солдатской слободе на берегу реки Цны».[9] Походная церковь военно-рабочего батальона размещалась в приделе Петропавловского храма на Острове, однако, это вызывало неудобства для военнослужащих. Прежде, походная церковь помещалась в особом здании в Чудовском яму, где был расквартирован батальон.
Построить новое здание для храма предполагалось на каменном фундаменте «на принадлежащей ведомству Путей Сообщения земле, где ныне находится деревянный пустой и ветхий дом, в коем прежде помещалась судоходная расправа».[10] Ещё в 1837 г. в ходе планов по созданию новой церкви, для неё составили проект, а так же решили посвятить храм святому Благоверному князю Александру Невскому. 15 июня 1838 г. Синод разрешил строительство храма.[11] Однако, было ли выполнено это дозволение, остаётся не ясным.
Новый виток постройки Александро-Невских храмов в Вышнем Волочке связан с именем императора Александра II. В 1866-67 гг. «усердием граждан» «в память спасения жизни Его Величества Государя Императора близ Вышневолоцкого Казанского собора» выстроили каменную Александровскую часовню. Её описывали так: «Каменная, во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, осмиугольная, имеющая во всех напрвлениях восемь аршин, покрыта железною кровлею и окрашена зелёною краскою; тверда». Часовню поставили на Петербургском шоссе с юго-воточной стороны колокольни Казанского собора.[12]
Внутри каре Гостиного двора с северной стороны Казанского собора «по постановлению Городской думы 1881 г. в апреле на средства граждан в 1898-1899 гг.» выстроили чугунную часовню-памятник в честь мученической кончины императора Александра II. Торжественное освящение часовни состоялось 30 августа 1899 г. в присутствии Тверского губернатора Н.Д. Голицына, высокопоставленных лиц, представителей сословий, учреждений, учебных заведений и всего города. Дату освящения выбрали не случайно, а в день в день с пребыванием мощей св. князя Александра в Вышнем Волочке в 1723 г. «Предлагаю задачу местным историкам, - сказал владыка Димитрий, - не на том ли месте, где теперь сооружен памятник, были поставлены св. мощи благоверного князя в ночь с 30 на 31 августа».[13] Однако, в честь св. князя и в память императора Александра II в Вышнем Волочке и в окрестностях выстроили ещё несколько знаковых храмовых зданий.
Николо-Александровское подворье.
На восточной границе Вышнего Волочка в конце Екатеринской улицы на землях пожертвованных купчихой Анной Яковлевной Жабинской в 1881 г. началось сооружение часовни в честь св. Александра Невского и Святителя Николая. Купчиха А.Я. Жабинская начала строительство часовни «движимая во-первых благоговением к чудотворной иконе Святителя Николая Чудотворца, находящейся в Николаевской Столпенской пустыни Вышневолоцкого уезда, во-вторых верноподданническим усердием почтить мученическую кончину Государя Императора Александра Николаевича священным памятником». Автором проекта часовни стал архитектор Михаил Фидлер. Освящение часовни состоялось 5 октября 1883 г.
В 1895 г. при настоятеле подворья иеромонахе Арсении началась перестройка часовни в церковь под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина. Освятил новую церковь 26 октября 1896 г. Старицкий епископ Гавриил в память св. Благоверного князя Александра Невского и Святителя Николая Чудотворца. [14]
Одновременно с храмом поставлена деревянная колокольня, а в 1910 г. каменная ограда с деревянными решётками. По описи 1920 г. в храме имелись: «В алтаре на Горнем месте икона на клеёнке Господа Саваофа в раме с позолотою, иконостас одноярусный деревянный, столярной работы под красное дерево, отполирован и украшен местами резьбою с позолотою. В нем кроме местных икон Спасителя и Божией Матери по обоим сторонам царских врат находятся восемь икон Св. Угодников Божиих живописной работы по золотому чеканному фону.
В 1912 г. настоятелем подворья был иеромонах Варнава, под его началом трудились 26 человек. С 1915 г. настоятелем подворья стал иеромонах Феофан (Ишков). Он и стал последним настоятелем Николо-Александровского храма. Власти поднимали вопрос об изъятии храма дважды 15 февраля и 15 сентября 1930 г. Однако, закрытие храма началось лишь с арестом о. Феофана 21 декабря 1931 г. В годы войны храм использовался под военный склад, а в позднесоветский период – под пивбар. В 1998-1999 гг., переданный Богоявленскому собору храм, отреставрировали, а в 2015-2016 гг. завершили ремонт интерьеров. 22 мая 2017 г. в храме состоялась первая литургия. В настоящее время настоятелем храма служит протоиерей Олег Яковлев.[15]
Храм для одного прихожанина.
История усадебных церквей Вышневолоцкого уезда имеет примеры храмов семейных, как Неопалимовская церковь в усадьбе Руднёвка Колзаковых[16], которая использовалась несколько раз в год для совершения богослужений в памятные для дворянской семьи дни. Есть примеры усадебного храма в имении Сеславиных в Алексеевском, который стал основой для создания в селе своего особого прихода. Однако, и в том и в другом случае, богослужения в этих церквях отправлялись причтом соседнего приходского храма. Своего причта и тем более прихода такие храмы не имели. Уникальным примером может служить история ещё одной усадебной церкви, которая не только имела причт, но и свой приход, состоящий из одного человека.[17]
Это храм в честь св. благоверного князя Александра Невского в имении Алексейково-Отрадное Вышневолоцкого уезда. В 1884 г. Вышневолоцкий предводитель дворянства гвардии полковник Александр Фёдорович Лодыгин испросил разрешения «ему построить в сельце Алексейкове каменную церковь и под церковью склеп для погребения его с семейством в случае смерти».[18]
«Весьегонского уезда в приходе Покровского Сорогожского погоста издавна принадлежит нашему роду имение в сельце Алексейкове, Павлове и других, находящихся в Вышневолоцком уезде, - писал на имя Тверского архиепископа Саввы А.Ф. Лодыгин 16 января 1884 г. из своего дома в Санкт-Петербурге по Конно-Гвардейскому бульвару, 13, - а теперь имения принадлежат мне частию по наследству, а частию чрез покупку. Ещё предки мои имели желание устроить в имении с. Алексейкова церковь, но такое их благочестивое желание не осуществилось по разным причинам. В настоящее время, если последует благословение и разрешение Вашего Высокопреосвященства, я желал бы привести в исполнение давнюю мысль нашего рода о построении церкви, побуждаемый к тому и собственным намерением, так как в том имении мною проведены первые годы моей жизни, а в настоящее время буду в нем иметь постоянное пребыванием по должности Вышневолоцкого Предводителя Дворянства».[19]
В соседнем сельце Павлово А.Ф. Лодыгин ещё в 1876 г. возвёл часовню в часть апостолов Петра и Павла, св. Благоверного князя Александра и св. Марии Магдалины.[20] Однако, помещик решил не останавливаться на достигнутом, а начать постройку каменного храма. Прошение Лодыгина вызвало протесты среди духовенства с. Сорогожское: «С построением церкви в селе Алексейкове Сорогожская церковь и без того очень бедная по необходимости должна прийти в совершенный упадок».[21] Сорогожская церковь Весьегонского уезда, построенная в 1791 г., имела три престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы в холодной части и в тёплой – во имя Святителя Николая и преп. Нила и имела 389 дворов и прихожан 1167 мужчин и 1396 женщин.[22]
Консистория не вняла возражениям сорогожских священников и разрешила 27 апреля 1884 г. выстроить храм в с. Алексейково, однако, богослужения в нём совершать священникам из с. Сорогожское.[23] Уже через два года 2 августа 1866 г. А.Ф. Лодыгин, прикладывая свидетельство городового архитектора Фёдорова об окончании постройки храма, просит разрешить осмотреть церковь благочинному Вышневолоцкого уезда.[24] Благочинный с. Поддубье Владимир Танин храм осмотрел и составил опись храма. Храм выстроен в русском стиле, колокольня увенчана шатровой кровлей, а кровля выкрашена бледно-голубой краской с белыми клетками, шары и кресты вызолочены. В интерьере «на Горнем месте – запрестольный образ Воскресения Христова на парусине в золочёной раме. Иконостас в один ярус из черного дуба с куполом из розового дерева при 12 колоннах с инкрустацией на оных из розового дерева, черного дуба и бронзы. Царские двери липового дерева, вызолочены на полимент, в них находятся изображения четырех евангелистов, а в середине икона Благовещения Божией Матери. Над царскими дверями икона Тайной Вечери».[25]
Иконостас Александро-Невского храма в 1990 и в 2019 гг.
Иконы в иконостасе, кроме традиционных Спасителя и Богоматери, изображали святых покровителей семьи Лодыгиных: св. Александра Невского и св. праведной Елизаветы в южном крыле и св. вмч. Варвары и Святителя Николая – в северном.
Вместе с рапортом благочинного и описью пришло прошение от священника Вышневолоцкого городского собора Александра Невского присутствовать на освящении нового храма.[26] Торжество освящения состоялось 30 августа 1886 г. Престол во имя Св. Благоверного князя Александра Невского освятил Тверской архиепископ Савва (Тихомиров)[27], ему сослужили благочинный Владимир Танин.[28]
Дела из архива храма практически не сохранились, однако из заголовков становится ясным, что в том же году последовало прошение на открытие своего особого причта, о причислении его в ведомство благочинного с. Поддубья, а так же о награждении помещика Лодыгина.[29] В 1895 г. началось формирование кладбища при храме, прошения о разрешении погрести священника, членов причта, старосты и родственника госпожи Варвары Александровны Лодыгиной - Дембицкого «в предсклепнике Лодыгиных».[30] Варвара Александровна Лодыгина – последняя владелица имения Алексейково. После смерти своего супруга посвятила всё время благотворительной деятельности. На её средства в усадьбе выстроена больница, а в Вышнем Волочке устроена хиругическая лечебница. По сведениям местных жителей, В.А. Лодыгина была похоронена так же в усыпальнице под храмом под саркофагом из белого мрамора, но могилу вскрыли и разграбили в середине XX в.
В 1901 г. в храме служили священник Дмитрий Васильевич Никольский и псаломщик Алексей Михайлович Петропавловский[31], в 1910 г. при настоятелем оставался о. Дмитрий Никольский, псаломщиком служил Димитрий Григорьевич Лебедев, а местной земской школе преподавал учитель Александр Евгеньевич Чернышов. [32] Храм в с. Алексейково закрыли в 1930-х гг., использовали под клуб. В начале 1990-х гг. началось возрождение святыни, первым постоянным священником которой стал иерей Михаил Ивлев. В настоящее время настоятелем является протоиерей Игорь Грибанский.
Часовня и храм в д. Ключино.
С часовни началась история и деревянного Александро-Невского храма в д. Ключино – ныне это территория посёлка Красномайский Вышневолоцкого городского округа. Краномайский – посёлок известный на всю страну благодаря своему ордена Трудового Красного Знамени стекольному заводу «Красный май». В прошлом это было предприятие купцов Болотиных, которые не только развивали стекольное производство в окрестностях Вышнего Волочка, но и занимались благотворительностью, интересовались театром и стояли у истока создания Вышневолоцкого драматического театра. При них появилась и Александровская часовня и в д. Ключино «в память мученической кончины Императора Александра II».[33]
Деревня Ключино и рабочий посёлок при Ключинском стекольном заводе Болотиных входил в состав прихода с. Городолюбли. В самом селе владелец Ключинского завода купец Василий Андреевич Болотин в 1890 г. выстроил храм в честь Воскресения Христова с престолами в честь преподобного Варлаама Хутынского и Святителя Николая Чудотворца.[34] Он же в 1899 г. с привлечением средств прихожан с. Горолюбли выстроил при храме каменный дом священника.[35] Братом В.А. Болотина С.А. Болотиным в 1903 г. в Городолюбле была построена деревянная сторожка на каменном фундаменте.[36] И в конце XIX и в начале нового XX в. Болотины продолжали участвовать в жизни Городолюбского прихода. Так с 1908 г. старостой прихода стал ещё один член семьи Болотиных инженер-технолог Николай Андреевич Болотин.[37] В самом Ключино на средства Болотиных при заводе «товарищества Д.В. Болотиной» существовало училище. В 1910 г. в нём обучалось 67 мальчиков и 46 девочек.[38]
Ещё в начале XX в. появилось желание среди рабочих стекольного завода выстроить в Ключино свою особую церковь. По воспоминаниям жителей посёлка богослужения стали совершать в особом обширном помещении при заводе, но вот осуществить идею строительства своего особого храма удалось лишь в начале 1920-х гг. Нашлось и подходящее церковное здание – деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Березки, которую и решено было перевезти в Ключино. Рисунок существовавшего в Ключино Александро-Невского храма близко напоминает картину М.А. Демьянова «Церковь в Тверской губернии», опубликованную в журнале «Нива» за 1914 г. Известно, что многие художники в начале XX в. работали в окрестностях с. Берёзки на Академической даче и вполне могли написать и деревянную церковь на кладбище села.
Перевезённый из с. Берёзки храм поставили на отведенном для него участке в новом рабочем посёлке. Однако, по действующему законодательству все богослужебные здания и предметы находились в собственности государства и община обязана была заключать договор на их использование.
Религиозная община при храме зарегистрирована в 1923 г. Заявление в Тверской губисполком от имени «Ключинского общества верующих» в мае 1923 г. с просьбой зарегистрировать общину подписали председатель П. Медовников, члены Д. Озеров, С. Кузнецов, А. Девяткин, П. Коноплёв, А. Колкова и секретарь Н. Дмитров (?).[39] В числе подтвердивших подлинность устава стоит подпись священника И. Приклонского.[40] Вышневолоцкий исполнительный комитет принял документы на регистрацию 14 июля 1923 г.[41]
Согласно уставу новое общество носило название «Ключинское религиозное общество древлеправославных христиан». Устав составили на основании «Нормального устава, опубликованного в Известиях ВЦИК от 20 мая сего 1923 г. за № 102».[42]
«Ключинское религиозное общество древлеправославных христиан, находящееся при храме Св. Александра Невского при д. Ключино Доркской волости, - писалось в Уставе, - имея данное объединение граждан жителей стекольного завода № 71 и деревни Ключино».[43]
Особый интерес представляет список членов общества. Так, например, в числе первых значится Энгель – Брехт Зинаида Александровна 48 лет, служащая стекольного завода, Шульц Иван Николаевич, 22 лет, выдувальщик на стекольном заводе. Список профессий членов общества практически весь связан со стекольным заводом. В нем выдувальщики и шлифовщики, служащие, и чернорабочие, сторожа.
Сохранился такой договор и у Ключинской общины Александра Невского. «Мы, нижеподписавшиеся граждане прихода церкви при заводе «Красный Май» и селении Ключино, заключили настоящий договор с Вышневолоцким волостным Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов в том, что сего октября дня 1924 г. приняли от означенного совета в безсрочное и безплатное пользование богослужебные предметы по особой нами выверенной своими подписями описи»[44], - так звучит первый договор, который указывает на то, что храм в Ключино уже к тому времени был построен и начал функционировать. Договор от имени общины подписал председатель П. Медовников. Договор утвердил Вышневолоцкий исполнительный комитет 6 октября 1924 г.[45]
К договору приложили «Опись инвентаря Ключинской Александро-Невской церкви», благодаря которой можно представить интерьер храма. «Иконостас одноярусный с 4 местными иконами без риз» отделял от основного помещения алтарь. В убранстве алтаря выделялись большой серебряный крест и «чаша для святых даров с прибором серебряные».[46] Среди храмовых икон особо стоит отметить икону Александра Невского в серебряной ризе высотой 1 ¾ аршина, шириной ½ аршина.[47] Это была единственная икона в дорогой ризе, остальные образа имели ризы жестяные или же вовсе были без них. Иконы Спасителя, Спаса Нерукотворного, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Воскресения Христова, Тихвинской Божией Матери, Сретения Господня, Успения Божией Матери, Введения во храм, Собор Божией Матери, Знамение, Толгской Божией Матери, Святителя Николая, Святителя Арсения и Михаила Тверского, Всех святых были развешаны по стенам храма. Выделялась так же икона без ризы с изображениями Спасителя, архангелов Михаила, Гавриила, апостолов Андрея, Иакова и Иоанна Крестителя размером 1 ½ аршина на ¾ аршина. Храм был обеспечен необходимой утварью, богослужебными облачениями и годовым кругом богослужебных книг.[48]
Практически во всех основных документах и списках верующих Ключинская церковь значится, как храм во имя Александра Невского. Однако, в акте сверки имущества за 8/I – 1926 г. название храма указывается как Успенский – «записанный в инвентарной книге Успенской церкви при д. Ключино». Сверку проводил старший милиционер с/завода «Красный май» М. Шикин и член сельсовета А. Гагарин в присутствии старосты П. Медовникова.[49] В инвентарной описи за 1926 г., приложенной к новому договору на пользование имущества храм указан так же как Успенский.[50] Часть имущества храма уже упоминалась в первой описи храма, но видно, что внутреннего убранства в храме стало больше. Изменился и иконостас храма. В новой описи он указан, как «Иконостас с 15 иконами разной величины без риз».[51] Часть богослужебных предметов в храм поступили из закрытого Казанского женского монастыря. Так «Евангелие напрестольное в лист в металлическом корпусе» согласно примечанию «Получено под расписку из Монастыря». Так же и иконы Казанской Божией Матери размером 1 ½ на 1 аршин и Трёх святителей размером 1 на ¾ аршина так же «получены под расписку из ликвидированного монастыря».
Особо обращают на себя внимание колокола. Первый был с надписью «Лит в заводе Финляндской в Москве» 35 пудов 25 фунтов. Второй колокол с такой же надписью был весом 15 п. 10 ф., третий – 7 п. 35 ф. и ещё три небольших колокола без обозначения веса.[52]
Последние документы по истории прихода д. Ключино датируются 1929-1931 гг. 5 декабря 1929 г. верующие провели собрание, на котором присутствовал 101 человек, и подали в административный отдел Красномайского сельсовета заявление с просьбой «образовать православно-христианское общество». «Район деятельности объединения следует распространять на селения «Ключино», посёлок при заводе «Красный Май» и прилегающие к этим селениям частно-владельческие дома».[53] Новое религиозное общество решено назвать Успенским. Удостоверение о регистрации Успенского общества Красномайский сельсовет выдал 17 декабря 1929 г. (зачёркнуто и вписано 28 октября 1930 г.).[54] Настоятелем общества, согласно анкете стал священник Владимир Александрович Поведский.[55]
Далее приложена и ещё одна анкета на священника Александра Николаевича Томилина, ставшего священником в Ключино 1 марта 1930 г.[56] Однако, уже 2 сентября 1930 г. председатель сельсовета написал донос на священника, ссылаясь на заявление рабочих, что тот «живёт под скрытием», понимает советские законы, но не исполняет и т.д.[57] В тот же день составлен протокол об административном правонарушении.[58]
Последние протоколы собраний верующих в д. Ключино датированы 1931 г. В одном из них от 7 февраля 1931 г. записано: «В разном говорили нужна ли церковь для верующих и на какие средства её содержать и перевыборы двадцатки». Далее идёт постановление: «Церковь общине нужна для исполнения религиозных обрядов, решили содержать на добровольные пожертвования и избрать двадцатку».[59]
В середине XX в. здание Александро-Невская церковь в Ключино разобрали. Силами современного прихода в честь священномученика Фаддея (Успенского) на месте храма установлен поклонный крест и сень-часовня.
Рассматривая историю почитания св. Благоверного князя Александра Невского в Вышневолоцком уезде, стоит говорить о давней традиции памяти святого князя в Вышневолоцких землях, которая особым образом проявилась в начале XVIII в., а затем тесно переплелась с памятью императора Александра II. Однако, стоит понимать, что в атмосфере синодальной эпохи, когда храмы и тем более часовни строились на новых местах чрезвычайно редко, верующие использовали возможность выразить верноподданнические чувства, как предлог к постройке церковного здания у себя в селении. В данной статье приведены три разных примера храмов в честь Александра Невского: монастырского подворья, приходской церкви для усадьбы и церкви при рабочем посёлке стекольного завода. Эти храмы наглядно доказывают, что св. Благоверный князь Александр Невский почитался всеми слоями населения уезда, будь то горожане, дворяне или рабочий люд.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Андреева и Ольгу Копьёву.
[1] Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург// Сайт «Любимый край Владимирский». Каталог статей. Интернет: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/a/37-1-0-5195. Дата просмотра 20.10.2021.
[2] № 1. Ведение Св. Правительствующаго Синода Правительствующему Сенату об устном указе Императора Петра I и о своем определении о перенесении мощей Святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург 1 июля 1723 г.// Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург// Сайт «Любимый край Владимирский». Каталог статей. Интернет: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/a/37-1-0-5195. Дата просмотра 20.10.2021.
[3] № 2. Определение Правительствующего Сената о перенесении мощей св. Александра Невского 8 июля 1723 г.// Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург// Сайт «Любимый край Владимирский». Каталог статей. Интернет: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/a/37-1-0-5195. Дата просмотра 20.10.2021.
[4] № 11. Доношение окольничего Собакина Сенату из Владимира 11 августа 1723 г.// Перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург// Сайт «Любимый край Владимирский». Каталог статей. Интернет: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/a/37-1-0-5195. Дата просмотра 20.10.2021.
[5] «Юрнал Владимирского Рождественского монастыря архимандрита Сергия (с 14 июля по 1-е Октября 1723 г.)»// Описание документов Святейшего Синода. Приложение XXXV. – С. CXLIII.
[6] «Юрнал Владимирского Рождественского монастыря архимандрита Сергия (с 14 июля по 1-е Октября 1723 г.)»// Описание документов Святейшего Синода. Приложение XXXV. – С. CXLIV
[7] Арсений Покровский, священник. Торжество открытия памятника Царю-Освободителю Императору Александру II в г. Вышнем Волочке// Тверские епархиальные ведомости. № 21. 1 ноября 1899 г.
[8] Г.К. Смирнов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: «Индрик», 2013. – С. 154.
[9] 1838 г. О построении в городе Вышнем Волочке деревянного здания для помещения в нём походной церкви военно-рабочей бригады // РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 618. ЛЛ. 1-2.
[10] 1838 г. О построении в городе Вышнем Волочке деревянного здания для помещения в нём походной церкви военно-рабочей бригады // РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 618. Л. 2.
[11] 1838 г. О построении в городе Вышнем Волочке деревянного здания для помещения в нём походной церкви военно-рабочей бригады // РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 618. Л. 4.
[12] 1880 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16172. Л. 4.
[13] Арсений Покровский, священник. Торжество открытия памятника Царю-Освободителю Императору Александру II в г. Вышнем Волочке// Тверские епархиальные ведомости. № 21. 1 ноября 1899 г.
[14] ОСВЯЩЕНIЕ храма, построеннаго на мѣстѣ часовни Николостолпенской Пустыни, въ г. Вышнеімъ-Волочкѣ. 26 минувшаго октября граждане города Вышняго-Волочка имѣли въ высокой степени отрадное утѣшеніе участвовать въ рѣдкомъ церковномъ торжествѣ освященія вновь устроеннаго храма на мѣстѣ часовни Николостолпенской пустыни. Храмъ этотъ построенъ на окраинѣ города усердіемъ и стараніемъ строителя означенной пустыни, іеромонаха Арсенія, при содѣйствіи нѣкоторыхъ, привлеченныхъ къ этому святому дѣлу о. строителемъ, благотворителей. Іеромонахъ Арсеній происходитъ, какъ извѣстно, изъ крестьянскаго сословія, но отличаясь природными дарованіями, онъ въ незначительное, сравнительно, время поднялъ благосостояніе ввѣренной его управленію пустыни, находившейся въ большомъ упадкѣ, и не смотря на скудныя средства, которыхъ едва хватало на содержаніе монастыря, открылъ при немъ церковно-приходскую для окружающаго мѣстнаго крестьянскаго населенія школу. Освященіе вновь созданнаго храма совершено было преосвященнымъ Гавріиломъ, епископомъ Старицкимъ, управляющимъ нынѣ Тверскою епархіею, и привлекло какъ изъ города, такъ и изъ ближайшихъ къ нему селеній множество народа, тѣмъ болѣе, что съ разрѣшенія епархіальнаго начальства ко дню торжества была принесена изъ пустыни весьма чтимая чудотворная икона святителя Николая, древность которой восходитъ ко временамъ, царя Іоанна Васильевича Грознаго. Архіерейское богослуженіе, отчетливое и прочувствованное произношеніе возгласовъ и молитвъ, прекрасное пѣніе положенныхъ по чину освященія псалмовъ хоромъ архіерейскихъ пѣвчихъ и самый чинъ освященія произвели на всѣхъ присутствовавшихъ въ храмѣ глубокое религіозное впечатлъніе. За литургіей самимъ преосвященнымъ Гавріиломъ было произнесено соответствующее торжеству прочувствованное слово. По окончаніи литургіи, преосвященный Гавріилъ, при участіи городского духовенства, совершилъ молебное пѣніе святителю Николаю и св. благовѣрному великому князю Александру Невскому, имени коихъ посвященъ новосоздаішый храмъ. Благоговѣніе къ чудотворному образу святителя Николая, предъ которымъ съ искреннимъ усердіемъ и теплою вѣрою въ предстательство угодника Божія молился народъ въ день освященія храма, выразилось на другой день въ громадномъ стеченіи въ храмъ богомольцевъ, не имѣвшихъ возможности присутствовать по тѣснотѣ храма въ день его освященія, чтобы по молиться предъ чудотворнымъ образомъ Святителя и возблагодарить Господа за устроеніе новаго храма, въ которомъ давно уже ощущалась потребность // Тверские Епархиальные Ведомости, 1896, №21 (1 ноября 1896).
[15] Ивлев Д.М. На Волочке монастырь Никольский. Серия «Святыни Вышнего Волочка» / Д.М. Ивлев. – Вышний Волочёк, 2017. – СС. 49-54.
[16] В сем приходе (при речке Руднёвке) деревянная домовая церковь на каменном фундаменте во имя Неопалимой Купины Божией Матери. Утварию и ризницею достаточна. Построена в 1855 г. умершим генерал-майором адмиралом Павлом Андреевичем Колзаковым. Служение в ней совершается в храмовый праздник 4 сентября и другие дни причтом села Быстрого по приглашению гг. Колзаковых. Смотрит за нею сторож дома Колзаковых // 1900 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16174. Л. 94.
[17] «Прихожане: в сельце Алексейкове дворян 1, 1 женщина». И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник / Тверь. 1901 г. – С. 245.
[18] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина о разрешении ему построить в сельце Алексейскове каменную церковь и под церковью склеп для погребения его с семейством в случае смерти. По погосту Покровскому Сорогожскому // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885.
[19] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 1.
[20] 1910 год. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 791. Часовня в сельце Павлове деревянная, обшита тесом снаружи с галерею вокруг в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, Св. Бл. Князя Александра Невского и св. Марии Магдалины. 1876 г. с разрешения Епархиальнаго начальства построена вновь владельцем сельца Павлова Александром Федоровым Ладыгиным. Трех сажен в ширину и четырех в длину, находится у самаго сельца, ближайшим образом надзирает над ней сторож с. Алексейкова, запирается замком, казнохранилища нет.
[21] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 10.
[22] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 14.
[23] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 15.
[24] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 18.
[25] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 33. – 34.
Л. 33. Опись храма 11 августа 1886 г. Церковь и колокольня покрыты железом и крыша на них выкрашена масляною краскою бледно-голубою с беловатого цвета клетками. Главы на церкви и колокольне большого размера, обиты белым железом. Шары под крестами медные вызолоченные. Кресты на церкви и колокольне железные, вызолоченные (Л. 33 об). На Горнем месте – запрестольный образ Воскресения Христова на парусине в золоченой раме. Иконостас в один ярус из чернаго дуба с куполом из розоваго дерева при 12 колоннах с инкрустацией на оных из розоваго дерева, чернаго дуба и бронзы (Л. 34). Царские двери липоваго дерева, вызолочены на полимент, в них находятся изображения четырех евангелистов, а в средине икона Благовещения Божией Матери. Над царскими дверями икона Тайной Вечери. В иконостасе находятся иконы с южной стороны Спасителя, Св. Александра Невского и Св. Праведной Елизаветы, на северной стороне иконы Божией Матери, св. вмч. Варвары и Святителя Николая Чудотворца, все иконы в иконостасе за стеклами. На северных дверех Архидиакон Стефан, на южных – праведный Захария. Внизу иконостаса между колоннами инкрустации из розоваго дерева и чернаго дуба, с таковым же крестом в середине (Л. 34 об). Стены в церкви внутри оштукатурены выкрашены /альфреско/ сероватою краскою с рельефною уборкою в два ряда под окнами. Имеются два клироса из чернаго дуба с инкрустациями. Колокола: 29 пудов, 15 пудов, три малых в 12 пудов».
[26] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 31.
[27] 1910 год. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 790. Ведомость о церкви Св. Благовернаго князя Александра Невскаго села Алексейкова Отраднаго тож за 1910 г. Церковь построена в 1886 г. тщанием отставного гвардии полковника дворянина Александра Федоровича Ладыгина и его жены Варвары Александровны Лодыгиной. Освящена оная церковь Саввою Тверским 1886 г. 30 августа. Зданием каменная с таковою же колокольнею, покрыта железом. Престол в ней один: во имя Св. Благовернаго Великаго князя Александра Невскаго. Дома деревянные на церковной земле.
[28] 1884. По прошению Вышневолоцкого председателя дворянства гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2885. Л. 32.
[29] Вышневолоцкий предводитель дворянства, Председатель Вышневолоцкого Съезда Мировых судей, почётный мировой судья, отставной гвардии полковник А.Ф. Лодыгин 11 июля 1887 г. пожалован после доклада Обер-Прокурора Святейшего Синода чином действительного статского советника «за примерное усердие его к церкви Божией и значительные пожертвования». Т.Е.В., 1887, №16 (15 августа 1887).
[30] Опись дел Александро-Невской церкви с. Алексейсково-Отрадное // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.
[31] Священник Дмитрий Васильевич Никольский, 44 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 г., священник с 1882 г., состоит законоучителем земской школы и благочиннической, награждён в 1900 г. скуфьёй. Псаломщик Алексей Михайлович Петропавловский, 28 лет., окончил духовное училище, в должности с 1888 г. // И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник / Тверь. 1901 г. – С. 245.
[32] 1910 год. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 791 об. Священник Димитрий Васильевич Никольский, родился в с. Сорогожском, 1855 г. 20 октября, пономарский сын. Закончил Тверскую духовную семинарию, награжден наперсным золотым крестом в 1910 г. вдов. Трое детей: Мария, Анна, Любовь. Л. 794 об. Псаломщик Димитрий Григорьев Лебедев, 1886 г. 15 октября. Учитель местной земской школы Александр Евгеньевич Чернышов, 1903 г. окончил курс в Тверской духовной семинарии.
[33] В приходе с. Городолюбля, каменная, Александровская в деревне Ключино в память мученической кончины Императора Александра II// Клировые ведомости за 1900 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16174. Л. 1-2.
[34] Церковь построена в 1890 г. тщанием Вышневолоцкаго купца Василия Андреевича Болотина. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней три в ряд: средний в честь Воскресения Христова, второй на правую сторону главнаго во имя Варлаама Хутынскаго, третий по левую сторону главнаго во имя Св. Николая Чудоторца// Клировые ведомости за 1910 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 269.
[35] В 1899 г. выстроенное с помощию прихожан на средства купца В.А. Болотина каменное крытое железом здание помещение для священника// Клировые ведомости за 1910 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 270.
[36] В 1903 г. на средства Вышневолоцкаго купца С.А. Болотина построено деревянное здание (8 саж 1 аршин на 3 саж. 1 аршин) на каменном фундаменте помещение для прихожан и церковны сторожей// Клировые ведомости за 1910 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 270.
[37] Церковный староста инженер-технолог Николай Андреевич Болотин, 34 лет. Звания купеческаго. Имущество: товарищество стекольных заводов. Из Императорского техническаго училища в г. Москве// Клировые ведомости за 1910 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 276.
[38] Училище на заводе Т-ва Д.В. Болотиной содержимое им (Епархиальным училищным советом – Д.И.) в сумме 1600 руб. обучается мальчиков 67 и девочек 46// Клировые ведомости за 1910 г. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 271.
[39] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 9.
[40] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 29 об.
[41] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 61.
[42] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 10.
[43] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 10 об.
[44] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.
[45] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 2 об.
[46] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 3.
[47] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 3 об.
[48] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. ЛЛ. 3-4.
[49] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 76.
[50] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 29 об. 79.
[51] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 79.
[52] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 80 – 80 об.
[53] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 82-82 об.
[54] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 84.
[55] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 85. Поведский Владимир Александрович, 1876 г., октября 15 дня. С 1914 г. и по настоящее время всё время священником. Проживает: селение Ключино, дом Евдокии Васильевны Беляковой. 1929 г., декабря 5 дня.
[56] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 90. Томилин Александр Николаевич, 1880 г., 22 февраля. С 1914 по 1921 г. – псаломщик при Покровской единоверческой церкви г. Торжка. Проживает: село Ключино, д. 36.
[57] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 96.
[58] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 97.
[59] Документы (договор, опись имущества, список членов общества) Ключинской церкви имени Александра Невского за 1924-1931 гг.// Вышневолоцкий государственный архив. Ф. 32. Оп. 1. Д. 15. Л. 102.