Если честно, никогда не любил Густава Климта, особенно его разнузданно-чувственные эротические картины. Даже тонкий и нежный «Поцелуй» страшно надоел своей растиражированностью – от обложек блокнотов до футболок. Но Климт был еще и великолепным пейзажистом (особенно трогает его устойчивая любовь к тонким березкам – навевает что-то родное).
Природа на картинах знаменитого австрийца часто такая же декоративная, как и люди. Если в моделях художника, кажется, больше интересуют их наряды (в тех случаях, когда они одеты), то климтовские сады и рощи – это часто затейливые мозаики, приближающиеся к абстракции – взять, к примеру, замечательную «Грушу».
Пейзажи Климта известны гораздо меньше, чем его ню и портреты, хотя написал их мастер достаточно – около полусотни (примерно пятая часть всего его живописного наследия). Многие из них по форме представляют собой ровные квадраты и сфокусированы как кадр. При этом правила сбалансированности явно не для Климта. Например, в картине «Парк» почти все пространство занимают пышные кроны деревьев.
Но ведь и в природе сбалансированности немного. К тому же написаны картины виртуозно. Так, как умел это делать только Климт. Все-таки по-своему он великолепен, конечно…