Атмосфера ночного аэропорта очень романтична в том числе и благодаря его особой подсветке. Но знали ли вы, что освещение на всей территории аэродрома должно соответствовать строгим российским и международным требованиям? Есть определённые нормы, регулирующие яркость света, цветопередачу и слепящий эффект подсветки.
Для освещения перронов используются мачты высотой до 50 м с мощными источниками света (прожекторами и светодиодными панелями). Для освещения зон обслуживания воздушных судов мощность применяемых прожекторов составляет от 400 до 5000 Вт. Минимальный уровень освещенности в аэропортах России — 20 люкс. При таком значении не нарушается цветовосприятие пилотами цветной разметки.
Ниже приведено несколько примеров разделения огней по цвету, в то время как в аэронавигации типов огней гораздо больше, и описание их работы требует специальных знаний. Например, попробуем разобраться с глиссадными огнями. Глиссадные огни предназначены для указания визуальной глиссады планирования (захода на посадку). Тип, число и схема их расположения определяются заданием на проектирование каждого конкретного аэродрома. Существует несколько стандартных схем размещения глиссадных огней, одна из которых включает в себя 12 огней, размещенных по следующей схеме: две пары фланговых горизонтов (ближний и дальний) по три огня в каждом горизонте. Ближний горизонт располагается на расстоянии 150 м от порога ВПП, дальний — на расстоянии 210 м от ближнего. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный — в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:
— все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белыми при нахождении ВС выше нормальной глиссады планирования;
— огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования.
Освещение также должно создавать удобные условия для передвижения автотранспорта и для работы технического персонала. Кроме этого, светильники должны обладать высоким классом защиты от внешних факторов. Цвет огней, используемых в аэропортах, регламентирован общепринятыми правилами Международной организации гражданской авиации, чтобы экипаж мог ориентироваться в любом, даже незнакомом аэропорту.