Налоговые органы традиционно пристально следят за тем, чтобы организации не подменяли трудовые отношения с работниками на гражданско-правовые. Задача инспекции в ходе камеральных проверок — выявить признаки подмены и доначислить НДФЛ и страховые взносы.
ФНС России в своём Письме № ЕА-4-15/4674 рекомендовала службам на местах учитывать ряд критериев, отражённых в сложившейся судебной практике, которые позволяют заключить, что имеет место подмена трудовых отношений и переквалифицировать отношения компании с работниками.
Среди таких критериев:
- Закрепление в предмете договора трудовой функции. Т.е. выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика.
- Отсутствие в договоре конкретного объёма работ. Это может свидетельствовать о том, что значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат.
- Договор устанавливает определённую ежемесячную сумму оплаты труда.
- Условием заключения договоров с физлицами является их регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При этом после прекращения получения денежных средств от работодателя ИП прекращают деятельность и снимаются с учёта.
- Из условий договора следует, что обеспечен контроль со стороны работодателя.
Кроме того, для целей применения ст. 54.1 НК РФ, согласно разъяснению ФНС, в рамках камеральных проверок расчётов по социальным взносам и НДФЛ к доказательствам наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора, в частности, могут быть отнесены:
- Письменные доказательства. Например, оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу.
- Документы по кадровой деятельности работодателя — графики работы / сменности, графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, возложении на него обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника.
- Расчётные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника.
- Документы хозяйственной деятельности работодателя — заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты выполненных работ, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте.
- Документы по охране труда — журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда.
- А также свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и др.
Будьте в курсе всех трендов в налоговом регулировании и контроле — участвуйте в конференции «Налоговый гамбит: обеляться или уходить в тень?» 24 и 25 ноября. Программа и покупка билетов.