Новое часто воспринимается с опаской. А если уж касается детей, то коэффициент недоверия умножается на четыре.
Особую тревогу у родителей вызывают популярные у подростков игры и развлечения. Как это отразится на ребенке? Он же целый день в своих телефонах да компьютерах: то какие-то видео смотрит, то снимает и все щелкает по клавиатуре! Что из него выйдет? Никогда этого всего не было, и спокойно жили, а тут придумали. Действительно ли дети стали другими, а детство безвозвратно изменилось с того момента, как нынешние родители сами сидели за школьной партой?
80-е: приставочный бум
Теория о том, что гаджеты вытеснили двор только в начале XXI столетия, рушится, если вернуться даже на 40 лет назад. Еще в 80-е годы молодёжь захватили приставки. В те времена это было невероятно — играть в игру на своем телевизоре! Но тогда этот вариант досуга ещё не мог составить полноценную конкуренцию уличным играм: многие семьи просто не могли позволить ребёнку подобное развлечение. И пока одни играли в приставку, другие играли на улицах. Двор выигрывал.
Были популярны:
- резиночки,
- классики,
- казаки-разбойники,
- бояре
- и другие советские игры во дворе.
А неоспоримым лидером двора была игра «Колечко-колечко». Но уже в 80-е годы можно было заметить, что технологии заметно продвинулись вперед, а вместе с ними, пусть и незначительно, снизилась активность детей.
90-е: «казаки-разбойники» вышли на улицы
Это десятилетие стало переломным моментом в жизни страны. Распад СССР серьезно повлиял на уклад общества и мышление людей. Дети 90-х вспоминают это время по-разному: одни занимались паркуром, прыгая по гаражам, другие обменивались друг с другом фишками с супергероями, были и те, кто в школьные годы был вынужден зарабатывать деньги, чтобы помочь семье. Но детство оставалось детством, и ребята после уроков продолжали играть на улицах.
Хотя и в этот беспокойный период не обошлось без новых веяний в ребячьих развлечениях. Некогда детвора любила коллекционировать марки. В 90-е же им на смену пришли фишки. Они стоили дорого, были из разных коллекций: мультфильмы, кинокартины, герои сказок, футболисты, автомобили. Но, в отличие от марок, их можно было не только обменивать, но и разыгрывать.
«Обиднее всего было испортить или потерять эти фишки. Мы ими часто играли, поэтому многие из них быстро расклеивались и теряли первоначальный внешний вид», — рассказывает ребенок девяностых Диана Иванова.
Нулевые: растим змейку
«Я помню, как в классе третьем-четвертом, когда вдоволь набегаешься на перемене, заходишь в класс, остается еще несколько минут до урока, и тут один из одноклассников достает свой «танк» (Прим. ред. — сотовый телефон «Нокиа»). Мы тогда все окружали одноклассника и смотрели, как он играет в змейку, болели. Это было так завораживающе. Некоторым не хватало места, мы громоздились на парты. Это объединяло, — вспоминает Алексей Медков. — Эх, были времена!»
Эпоха «неубиваемых» Nokia запомнилась поколению 2000-х не только первыми играми на мобильниках, но и обилием субкультур, которые захватывали и завораживали детей нового столетия. Именно в эти годы подростков начинают интересовать не только пистолеты и дворовые драки, но и мирное разрешение конфликтов. А вы думаете, откуда пошло «давай на “цу-е-фа”»? Кстати, «Камень, ножницы, бумага» была не только игрой для разрешения споров, но и быстрой рандомной считалочкой для определения ведущего.
10-е: ностальжи
Дети 1990-х и 2000-х вырастают и с ностальгией вспоминают свое детство. Пережитки советского времени наложились на эпоху «новых русских», а подростки первого десятилетия XXI века черпали для себя сразу два примера жизненных устоев. Это люди совершенно нового времени, рожденные на стыке эпох. Их детство было наполнено не только семейным досугом, к которому привыкли советские дети, но и достижениями технологий, позволившими попасть в мир компьютеров и виртуального общения. Тогда же приобрели популярность компьютерные клубы, а некоторые сетевые игры пытались адаптировать к настольным. Появилось и много «настолок». Ребята начали собираться дружными компаниями теперь уже не во дворе, а в игровых клубах, кафе или в гостях друг у друга и проводить досуг за играми.
«Изменения в обществе, и развитие технологий в том числе, влекут за собой трансформацию нашего досуга. Это неизбежно, как был неизбежен переход с лошадей на машины. Ничего плохого в этом нет, в том числе в смене акцента с подвижных игр на другие. Например, настольные игры развивают интеллект, критическое мышление, помогают освоить модели социальных ролей. Задача родителей и педагогов — подбирать для детей и предлагать им полезные развлечения с учетом возраста, интересов, темперамента и тех навыков, которые хотелось бы развить», — считает Анастасия Секлецова, воспитатель детского оздоровительно-образовательного центра имени Володи Дубинина.
20-е: симпл-димпл? Нет, поп-ит!
Теперь подросткам надоели и мягкие игрушки, и компьютерные, их заменили игрушки-антистресс. Что же такого переживают школьники, если им понадобилось снимать стресс? Еще до набравших небывалую популярность симпл-димпл и поп-ит, кстати, не без помощи социальной сети «ТикТок», подростки забавлялись спиннерами — вращающимися игрушками, в центре которых находятся подшипники, а радиально расположены несколько лопастей.
«Эти игры мне нравятся тем, что они завлекают, при этом легкие и веселые. Антистрессы даже просто нравится трогать, — объясняет семиклассница из Ростова-на-Дону Дарья Алексеенко. — Я играю в поп-ит, когда скучно и нужно себя чем-то занять. Это же, по сути, те же самые пупырышки, в которые оборачивают хрупкий товар. Только поп-ит вечен. Кстати, и ТикТок я смотрю, пару раз сама снимала видео».
Получается, дело в кинестетических ощущениях, которые дети получают от таких игрушек. Можно предположить, что из-за обилия времяпрепровождения в сети подросткам не хватает живого общения, а такие игрушки могут хотя бы ненадолго восполнить физический недостаток эмоций общения. Как раз более всего родителей тревожит количество времени, которое их дети проводят в социальных сетях. Причем теперь заботит не только замена реального общения виртуальным, но и стремление подростков самостоятельно создавать контент и быть блогерами.
«Дети играют, общаются со сверстниками — только не во дворе, а в сети. Но все равно осталось много ребят, которые играют на улице — в догонялки, классики и т. п. Стало всего лишь больше способов провести свой досуг. Задача родителей осталась прежней: обеспечитьбезопасность. Только теперь — и в реальной жизни, и в Cети, научить ребенка реагировать и там, и там на «красные флаги», чтобы он мог комфортно проводить свое время», — поясняет преподаватель Анастасия Секлецова.
Согласна с ней и ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Казначеева. По словам специалиста, дети из семей, которые умеют организовать досуг и имеют традиции, не уйдут в интернет с головой. В социальных сетях подростки пытаются восполнить потребность во внимании и развлечениях.
А во что играли вы и играют ваши дети?
Пишите в комментарии.
____________________________
Материал подготовлен командой журнала «Семья и школа» Института воспитания РАО
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.
Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:
👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;
👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.