Название происходит от имён святых бессребреников (врачей) Космы и Дамиана, к которым приурочен этот самый праздник, день проводов осени и встречи зимы. Так же известен в народной традиции как: Кузьминки, Божьи Кузнецы, Курьи именины и многое другое.
В трудах Рыбакова Б.А. "Язычество древних славян"праздник описывается следующим образом. В этот день устраивается братчина. Организуют "ссыпку" девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами".
В легенде о "Кузьмодемьяне", в книге Чичерова В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков, данный персонаж описан следующим образом. Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. <…> более того, он в ней раскрыт как змееборец и народный герой.
В этой же книге засвидетельствована песня, которая пелась девушками:
Матушка, Кузьма-Демьяна!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!
В других уцелевших до нашего времени фрагментах змееборческого эпоса, как и в легенде о Кузьмодемьяне мы видим слияние мифов о "культурном герое" (первый плуг, первая пахота, ковка железа), каким являлся, очевидно, Сварог, с первичной формой богатырского эпоса, повествующего об одолении змея-кочевника. ( Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян")
Следует отметить, что данный праздник открывает весь сезон зимней обрядности, а так же занимает особое место в календаре 12 пятниц и является несомненно значимым и важным в культурных традициях славян и, по моему мнению, возможно сделать вывод, в честь кого или чего этот праздник праздновался изначально, хоть он и открывает цикл гуляний и возможно является частью приготовлений в честь праздника богини Макоши.