В его московской усадьбе было больше двух гектар. Он выкупил эту землю и привёл её в порядок, решив, что она станет его домом.
В Москве на Новинском бульваре был первый собственный дом Фёдора Шаляпина, он всё здесь обустраивал с душевным теплом. Эти интерьеры сейчас собраны заново по кусочкам и всё равно отражают характер и интимные стороны личности Шаляпина.
Я привыкла знать его, как глубокого артиста, мастера не только оперного пения, но и психологически верных портретов своих персонажей. Тем более было интересно узнать про творческое развитие такого мощного таланта.
Фёдор Шаляпин, сын крестьянина, поднявшийся из настоящих русских корней, конечно, поначалу был бесхитростным в своих пристрастиях. Но всегда был одарённым и вдумчивым человеком.
В доме представлены его рисунки (в т.ч. карикатуры) и работы по дереву. Хороши и те, и другие.
Это заставляет острее чувствовать огромный путь, который прошёл Шаляпин. Но у него были очень хорошие учителя и поддерживающая среда. Развитием художественного вкуса певца очень аккуратно и внимательно занимался знаменитый меценат Савва Иванович Мамонтов. И все художники, ставшие потом его друзьями: Коровин, Левитан, Полёнов, Васнецов, Врубель… Стены дома Шаляпина украшены картинами друзей.
И ещё один добрый ангел – жена Фёдора Шаляпина. Иола Торнаги - дочь сицилийского барона, прима-балерина, мировая знаменитость. Чёрные очи Иолы настолько околдовали Шаляпина, что его страсть мощная, как русская дубина, внушала миниатюрной итальянке лишь даже страх. Но он добился своего – покорил сердце прекрасной дамы.
Для Фёдора Иола стала настоящим подарком: она взращивала его вкус в одежде и искусстве, повышала его эрудицию, т.к. сама получила блестящее образование, оберегала его и помогала.
Её комната в доме несколько печальна. Если будете смотреть музей без экскурсовода, загляните от туалетного столика в зеркало платяного шкафа, стоявшего в глубине, посмотрите на портреты Иолы. И вы поймёте мою грусть. Иола отказалась от сцены после смерти сына.
Как одно из напоминаний её заботы: бильярдная комната со старинным бильярдным столом работы фирмы «В. К. Шульц» 1863 года. Это подарок Иолы, она устроила дома бильярд, чтобы азартная натура Шаляпина находила выход в безопасном дружеском кругу. Она очень боялась, как бы он не проиграл судьбу, как однажды уже почти получилось.
Я думаю, что азартность логично продолжает характер Шаляпина. Ведь такие широкие натуры жаждут: полноты жизни во всех её проявлениях, им хочется и нравится брать максимум от её даров. Когда всего недостаточно и надо ещё. Но кстати сказать, щедрость Шаляпина была такой же.
Ещё одна комната, о которой расскажу – это белый зал. Единственный собственный концертный зал Шаляпина. Он и сейчас принимает слушателей. Это было очень приятно: сидеть и слушать, пусть в записи, голос великого баса в стенах дома, где он пел. Я понимаю, что запись скрадывает половину палитры, но даже по ней можно услышать какой богатый голос был у Шаляпина, какие переливы красок умел он находить, рисуя настроение.
Когда пришёл 1918 год, усадьбу урезали, в дом подсели 172 человека, певцу оставили одну комнату – ванную. Шаляпин был гордостью нового государства, руководителем ведущего Мариинского театра, первым народным артистом. А спал, ел и гримировался в единственной комнате, где жили ещё 5 его детей и жена.
Гримировался певец всегда сам, он изучал это искусство у драматических актёров. На столе ванной перед зеркалом лежат различные носы, парики, усы и бороды и другие нужные для создания образов атрибуты. Кстати, впервые увидев портрет Шаляпина, я его не узнала, потому что перед моими глазами стоял его же портрет в роли Бориса Годунова. Замечательное перевоплощение!
Осталось сказать, что дом-музей, каким мы его видим сейчас, возрождён стараниями Иолы, в 1988 году она предложила советскому правительству обустроить тут музей. Конечно, не все вещи удалось собрать, но те, что вернулись сюда – подлинные, родные этим стенам.
После посещения музея я взяла читать книгу Шаляпина «Душа и маска». Если вы ещё не читали, очень советую. В первой части это творческая автобиография певца, во второй – его жизнь в первые годы после революции. Будет интересно и полезно всем, не только людям искусства. Думаю, читать можно как до, так и после посещения музея.
В следующем году исполняется 150 лет со дня рождения Фёдора Шаляпина: хороший повод посетить этот уютный приятный музей и узнать этого большого мастера с другой стороны.
PS
Мы были вдвоём, хотели взять аудиогиды, но нам предложили экскурсию, только для нас, даже ждать не пришлось. Я осталась довольна экскурсоводом, хотя не всегда они оправдывают мои ожидания.
PPS. Если вам понравилась статья, не забудьте нажать лайк.