Где-то за год до школы дети начинают особенно любить игры, в которых нужно поломать голову, подумать, найти правильный ответ.
Пользуйтесь этим моментом!
Я часто загадываю своим дошкольникам – воспитанникам логопедических групп – «звуковые» загадки. Например:
- Я назову вам слово. Послушайте, какой звук в этом слове – первый. Готовы? Слово «мммашина». Первый звук… Правильно, «м». Давайте запишем: «м». Слушайте другое слово. «Аааист». Какой звук первый? Да, звук «а». Запишем, чтобы не забыть. И еще одно слово: «К: кошка». Кто знает первый звук? Звук «к». Молодцы. Записываем.
«Машина», «аист», «кошка». Мы нашли первые звуки в этих словах: «м», «а», «к». Получилось новое слово: «мак». Вот здорово! Будем играть. Я назову три слова, а вы слушайте внимательно, навострите ушки. Вам нужно найти первый звук. Хотите, записывайте. Хотите, запоминайте. Но тот, кто быстрее всех догадается, какое слово я задумала, - выиграл. Итак, слушаем: «дыня», «облако», «мост». Мое слово… «дом», верно.
А вот еще:
- Я назову вам слово, а вы «прогоните» самый первый звук. Вместо него «позовем» звук «р». Попробуем? Мое слово «лак». Какой звук первый? Вы правы, звук «л». «Прогоним» его. Получилось «ак». А теперь «позовем» звук «р». Пусть он будет первым. «Р», «ак». Вместе… «Рак»! Браво! Был «лак», стал «рак». Вот так превращение. Мы словно настоящие волшебники! Предлагаю «поколдовать» еще. Первый звук прогоняйте, а «р» в гости приглашайте. «Коза»…
- «Роза»!
- «Тост» (это когда взрослые поднимают бокалы, например, «за здоровье!»). «Тост»…
- «Рост»!
- Верно. Кто-то ел кашу и хорошо подрос. У него высокий рост. «Высь»…
- «Рысь»!
- Умницы! «Высь» (высоко-высоко, не дотянуться) превратили в «рысь», дикую кошку с кисточками на ушах. Настоящие волшебники!
Я много раз наблюдала, как игры со звуками очаровывают детей. Даже плохо говорящие малыши на самых первых занятиях с удовольствием протягивают: «Ааа».
- Да, поется. Звук «а» - гласный. От слова «глас», «голос». Я говорю «ааа», и мой голос льется свободно, ничего не мешает. Спой, Миша: «Ааа».
- Ааа.
Вы просите Мишу, а поет вся группа. Потому что каждый хочет попробовать. В самом начале эти занятия напоминают репетицию сводного хора)))
Начните заниматься со своим ребенком и поверьте, совсем скоро он без труда будет разгадывать «хитрые» загадки со звуками. А может быть, даже сам придумает их.
В логопедической группе период между «Звук? Что это такое?» и «Третий звук в слове «пижама»? «Ж»!» в среднем занимает полтора года: с пяти до шести с половиной лет.
Наберитесь терпения. Дети любят и могут учиться. Это точно. Нужно только поддержать и направить их.
На фото ниже – загадки, которые мои дошколята загадывают друг другу. Видимо потому, что когда тетя-логопед не может «поиграть», а играть очень хочется, нужно брать инициативу в свои руки. Горжусь ими.
Попробуйте разгадать эти загадки с вашим ребенком. Просто замените букву так, как нарисовано на карточке. Например, в слове «стол» букву «о» нужно заменить на «у». Получится… «стул».
В реальной жизни мои ребята переворачивают карточку, чтобы проверить ответ. А вы просто листайте галерею. Веселой игры)