Вчера в Москве был День города, и мы пошли в Московский музей современного искусства на Петровке. Когда же, наполнившись впечатлениями, мы оттуда вышли, то я увидел, что на первом ярусе колокольни Высоко-Петровского монастыря, который прямо напротив, прогуливаются люди.
Мне нравится бывать в этом монастыре, по которому вся улица называется Петровкой, но я не знал про эту площадку — как и про то, что на колокольню пускают. И мы решили продолжить нашу прогулку там.
Слева от ворот я увидел двери монастырской пирожковой: в трапезной мы бывали, а тут нет, так что вошли мы в монастырь через кафе.
В нём довольно мило. Можно выпить чаю с пирожками или булочками по не совсем православным ценам, купить себе дивеевский бальзам «Лёгкое дыхание» (он, наверное, заменяет богопротивные жевательные резинки) и дивеевские же сухарики, «освящённые в чугунке батюшки Серафима»: чистое язычество.
Я купил детям булочку с корицей и булочку с маком, себе пирожок с вишнями, а моей жене Ксене и нашему другу Саше ничего, потому что они ничего не хотели, и мы вышли в монастырь.
Во дворе толпились экскурсанты, пришедшие послушать о монастырской истории. Подле стены стоял стол с дымящимся самоваром. Тут же оказалась дверь на колокольню — он справа от входа, если что.
Мы поднялись по узкой лестнице и оказались на крыше первого яруса — на площадке, огороженной парапетом. Истинно московские открываются оттуда виды!
Петровка в перспективах налево и направо. Один из церетелевских монстров во дворе ММСИ и классическая казаковская колоннада музейного фасада. Дома и зелень Петровского бульвара. Сам нарядный монастырь во всей наглядности, наконец. И красивая раскрашенная Богородица над запертой дверью.
Подышав старой и новой Москвой, мы зашли в надвратную Покровскую церковь. Она крошечная, и удивительна тем, что в ней иконостас, другие иконы и даже большое распятие — всё керамическое, как та Богородица.
Оттуда же можно подняться на второй ярус колокольни, но уже не бесплатно, а за 150 рублей. Желания ни у кого, кроме меня, не возникло, а я отложил его осуществление на потом. Мы решили просто обойти монастырь и им полюбоваться.
Высоко-Петровскому официально более семисот лет. Его красно-белые храмы и корпуса очень выразительны: нарышкинское барокко в лучшем виде. Кстати, нарышкинское и в прямом смысле слова: когда родился будущий Пётр Первый, его дед, Кирилл Нарышкин, подарил его отцу, Алексею Михайловичу свою усадьбу, примыкавшую к монастырю. Тот её передарил обители, которая таким образом увеличила свою территорию вдвое.
Богатая его история заслуживает отдельного рассказа. В ней и один из первых столпообразных храмов — собор святителя Петра, построенный Алевизом Новым, автором Архангельского собора в Кремле. И похороненные в монастыре царские дяди Иван и Афанасий Нарышкины, убитые во время Стрелецкого бунта (их отец Кирилл тоже похоронен здесь). И туши животных, висящие на крючьях, которые наполеоновские солдаты вогнали прямо в иконостас Боголюбской церкви. И репетиционный зал ансамбля «Берёзка» в церкви Преподобного Сергия Радонежского.
Но мы решили во всё это не углубляться: прогулка и прогулка.
Так, я увидел, что открыт проход через арку, которая переходом соединяет Сергиевскую церковь с Братским корпусом, — раньше там стояли заграждения и вход не благословлялся.
В той части — пока ещё изнанка монастыря: не до конца отреставрированные стены, под которыми сидят художницы, и видно, что Сергиевский храм тоже покрашен ещё не весь. А в галерее под ним — собрание богатых, белокаменных надгробных плит.
На монастырском кладбище хоронили не только братию, но и знатных москвичей. Некрополь находится там, где сейчас за забором детский сад, и игровая площадка находится прямо над могилами. Надгробия были обнаружены во время археологических раскопок в 1950-1980-х, и их перенесли сюда для обозрения.
Чуть не забыл рассказать про булочки и пирожки! Но они и не особо выдающиеся.
Булочка с корицей ещё хороша, потому что сироп там пропитывает тесто и делает его вкуснее и мягче, а в маковой булочке оно совсем сухое. В пирожке же с вишней вишня как будто какая-то ненастоящая.
То есть идти в Высоко-Петровский монастырь нужно не за ними.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.