Люди в целом стремятся быть искренними и правильно понятыми. Они не хотят никого вводить в заблуждение своим внешним видом. В этом аспекте иногда бывает так, что хорошие вещи и классный образ воспринимаются как попытка кого-то обмануть: «Я слишком хорошо выгляжу, я настолько круто еще не умею выполнять свои задачи».
В то же время в моей практике есть множество клиентов, которые радуются тому, что их стиль пришёл в соответствие с тем, как они сами себя ощущают. «Наконец у меня совпало внешнее и внутреннее!»— говорят они. И конечно, это прекрасное состояние, когда не думаешь об одежде и не раздражаешься на неё, а просто идёшь в новом платье, как кошка в собственной шубке — уже прекрасная, и нечего тут менять.
Но иногда бывают и другие задачи.
Прежде всего, у предпринимателей, которые идут на новый уровень. Или у людей, которые видят возможности вырасти, но понимают, что им сложно претендовать на них при прежних привычках.
Это имиджевые задачи, когда нужно «предъявить фасад» — войти в новую среду в соответствующем образе. Так, чтобы приняли за своего и доверили тот сладкий участок работы, который очень нужен именно сейчас.
А «фасад предъявлять» морально иногда очень тяжело. Начинаются те самые торги:
- «Я и без этого всё смогу»
- «Все и так знают мои заслуги.»
- «Я со своей кухни за троих дел наделал, пока удаленка была»
- «Чувствую себя самозванкой»
- «То, что повысили другую претендентку вместо меня, несправедливо. Она просто более гламурная!»
Здесь всегда легче работать с теми, кто внутренне готов к повышению или ему некуда деваться. Например, одинокая мать в разводе, которая решила заполучить назначение на новый филиал своей компании, очень легко примеряет новые привычки и комментирует: «У меня выхода нет!» Затем она оглядывает себя в новом, иногда радикально новом образе, и через два дня уезжает в нем в командировку, где действительно берет новый пост. Это реальный случай из практики, и таких много.
Сложнее с теми, кто головой повышения хочет, а подсознательно холит те самые убеждения, которые делают стремление к новому уровню некрасивым в его глазах:
- «Другим нужнее»
- «Я ещё мало тут поработал»
- «Выучусь ещё тому-то и тому-то, и тогда уже попробую»
- «Весь совет директоров — кошмарные выскочки.»
- «Мне самому ничего не нужно. Это жена заставляет стараться»
Иногда это всплывает уже на установочной консультации, иногда только в примерочной. С некоторыми убеждениями можно работать при прежней задаче, с некоторыми приходится её пересматривать.
И вот тогда начинается либо синтез, либо торги.
Синтез возможен, если среда более-менее неформальная. Тогда мы добавляем больше индивидуальных элементов, снижаем чуть-чуть планку по строгости. В итоге получается промежуточный образ, в который легче сделать шаг уже сегодня. При необходимости собираем новый через месяц-два.
Торги — это вообще-то не к стилисту. Если всплывает область отношений с ближними и дальними, а вместе с ними и навязанность решения работать над образом… ну что ж, тут вопрос только в том, готов ли человек взять на себя ответственность и отказаться от дальнейшего развития по этой сюжетной линии.
Но даже те, кто делают это через «не хочу», некоторое время спустя говорят: «А все-таки хорошо, что я решился. Ведь и другие меня теперь по-другому воспринимают, и мне самому свои интересы отстаивать легче.»
В общем, опять не знаю, что главнее: внутреннее состояние или образ. Но точно знаю, что работа с образом — это такая забота о себе, которая пусть и не особо ценится в моменте, но закрывает очень много проблем на длинной дистанции. Это как, например, никогда не видеть яркого результата от занятий спортом, но все равно им заниматься. А к 45 годам обнаружить, что у всех твоих ровесников неисправимый уже сколиоз, из-за этого поехал прикус, разрушились зубы, а ты на их фоне неожиданно огурцом, и причина очевидно только в том, что при прочих равных у тебя мышцы в тонусе.
Гардероб приносит феерические результаты в моменте только по телевизору. В реальности это постоянный цикл: ставишь задачу - составляешь образ — реализуешь, собираешь обратную связь от работы или личной сферы — дорастаешь до него и перерастаешь — ставишь новую задачу.
По щелчку пальцев чудес не бывает. А вот на долгой дистанции дозревает не только образ, но и голова. Второй компонент очень важный.