"Ночь шуршит над головой как вампира черный плащ,
Мы проходим стороной - эти игры не для нас.
Пусть в объятьях темноты бьется кто-нибудь другой,
Мы свободны и чисты, мы проходим стороной..."
(группа "Пикник", " Ночь", муз. и сл. Э. Шклярского)
Ну что ж, друзья, вот мы и перешли к третьей части размышлений о вампирах в литературе и кино. Образ графа Дракулы хоть и остался каноническим, но уступил место молодым, современным героям, трансформировался в новых кумиров. О чем это я? О легендарных "Сумерках" Стефани Майер, конечно же. И не надо хмурить бровь! Да, эту сагу можно любить или ненавидеть, она никого не оставит равнодушным, и пожалуй, не найдется такого человека, который никогда не слышал об этих книгах и фильмах.
На всякий случай, напомню сюжет: старшеклассница Изабелла Свон (хотя она просит называть себя Беллой) переезжает к отцу в дождливый и сумрачный городок Форкс. Там она идет в новую школу, заводит друзей, и конечно же, влюбляется. Да не абы в кого, а в самого Эдварда Каллена, недоступного красавца школы. Семейство Калленов окутано тайнами и сплетнями, они почти ни с кем не общаются, а в ясные, солнечные дни вообще не появляются на людях.
В том, что Белла безоглядно влюбилась в Эдварда, нет ничего удивительного. Во-первых, он красив ( а мы знаем, что вампиры необычайно притягательны для противоположного пола), во-вторых, в начале их знакомства он применяет типичные пикаперские приемчики: то идет на сближение, то отталкивает, то говорит, что им нельзя дружить и не объясняет причины. Навострился за сто лет, видимо.
Вот каков Эдвард и его родственники на страницах книги:
"И все же было у них что-то общее: они казались мертвенно бледными, бледнее любого студента, живущего в этом лишенном солнечного света городе. Даже бледнее меня, альбиноски во втором поколении. Несмотря на разный цвет волос, глаза у всех пятерых были почти черные, а под ними — темные круги, похожие на огромные багровые синяки. Словно они не спали несколько ночей или сводили синяки после драки, где им переломали носы. Однако носы, как и остальные черты лиц, были благородными, словно профили королей на старых монетах. Но даже не по этой причине я не могла отвести глаз от странной пятерки.
Я смотрела на них, потому что никогда в жизни не видела ничего прекраснее, чем их лица, разные и одновременно похожие. В школе заштатного городка таких не увидишь — только на обложках журналов и полотнах голландских мастеров. Трудно сказать, кто был самым красивым: статная блондинка или парень с бронзовыми волосами..." (отрывок романа Стефани Майер "Сумерки").
Отмечу, что экранный образ Эдварда отличен от книги. Иногда Роберт Паттинсон выглядел совсем уж вялым, безэмоциональным, с таким страдальческим выражением лица, будто унюхал что-то неприятное или отравился несвежим йогуртом. Он скучен, зануден, неинтересен. К тому же, гримеры явно перемудрили. Лицо Эда порою выглядело странной бледной маской.
Стефани Майер оставила своим вампирам их классические черты: небывалая сила, магнетическая красота, бессмертие. Одновременно с этим она наделила их чем-то особенным, нетипичным для вампирской литературы. Так, Эдвард умеет читать мысли, Элис видит будущее, а на солнце их кожа блестит и сияет. Оно не смертельно для них, как принято считать. Вампиров немного; контролирует и регулирует их некое древнее семейство Вольтури, обитающее в Италии. Ну, это также хорошо известно по фильмам саги.
На мой взгляд, "Сумерки" - это вечный лейтмотив "Ромео и Джульетты". Любовь двух молодых людей, препятствие, которое им мешает быть вместе, так называемая "запретная любовь". Потому-то и стала сага культовой в молодежной среде. И плевать, что там огромное количество ляпов, нелепых моментов, а иные сцены и вовсе вызывают смех.
А вот в цикле Сергея Лукьяненко "Дозоры" все сложнее. По сюжету, в мире существуют Иные: маги, волшебники, вампиры, оборотни и т.п. В свою очередь, Иные делятся на Светлых и Темных. Они не воюют друг с другом, находятся в равновесии. Для того, чтобы это равновесие соблюдалось, существует Ночной Дозор, контролирующий деятельность Темных Иных, и Дневной Дозор, контролирующий деятельность Светлых Иных. Почему Ночной и Дневной? Все просто: силы Света активны днем, силы Тьмы - ночью.
В романах Лукьяненко вампиры являются низшими существами в иерархии Темных. Их численность регулируется Дозорами. Каждый вампир в обязательном порядке должен иметь регистрационную метку, своего рода удостоверение. Туда вносятся все сведения о нем и его семье, включая нарушения режима. Питаются вампиры донорской кровью, кровью животных. В соответствии с правилами, людей они не трогают, но могу получить "лицензию" от Ночного Дозора на такую охоту.
Вот как описывает свою встречу с вампирами главный герой романа Антон Городецкий:
"... Пять лет назад, когда я стал Иным, и мир открыл свою сумеречную сторону, меня ждало множество удивительных открытий. Но то, что прямо надо мной живет семья вампиров, оказалось одним из самых шокирующих.
Помню, будто это было вчера. Я возвращался с занятий – самых обычных, заставлявших вспоминать недавний институт.
Три пары, лектор, жара, от которой липли к телу белые халаты – мы арендовали аудиторию у мединститута. Я шел домой и баловался на ходу, то уходил в сумрак – ненадолго, навыков еще не хватало, то начинал зондировать прохожих. И уже у подъезда наткнулся на соседей.
Очень милые люди. Я как-то хотел одолжить у них дрель, а отец Кости, Геннадий, строитель по специальности, просто пришел ко мне и играючи помог справиться с бетонными стенами, наглядно показав, что интеллигенту без пролетариата не выжить…
И вдруг я увидел, что они вовсе не люди.
Это было страшно. Коричнево-серая аура, давящая тяжесть… Я застыл, с ужасом глядя на них. Полина, мать Кости, слегка изменилась в лице, мальчишка замер и отвернулся. А глава семейства подошел ко мне, с каждым шагом уходя в сумрак – той грациозной походкой, что умеют лишь вампиры, живущие и мертвые одновременно.
Для них сумрак – нормальная среда обитания.
– Здравствуй, Антон, – сказал он.
Мир вокруг был серым и мертвым. Я и сам не заметил, как нырнул в сумрак вслед за ним.
– Так и знал, что однажды ты перейдешь барьер, – сказал он. – Все в порядке.
Я отступил на шаг – и лицо Геннадия дрогнуло.
– Все нормально, – сказал он.
Распахнул рубашку – и я увидел регистрационную печать, голубой оттиск на серой коже.
- Мы все зарегистрированы. Полина! Костя!
Его жена тоже перешла в сумрак, расстегнула блузку.
Пацан не двигался, потребовался суровый взгляд отца, чтобы и он предъявил печать.
– Я должен проверить, – прошептал я.
Мои пассы были неумелыми, я дважды сбивался и начинал сначала. Геннадий терпеливо ждал. Наконец печать дала отклик. Постоянная регистрация, нарушений режима не обнаружено…
– Все в порядке? – спросил Геннадий. – Мы можем идти?
– Я…
– Да ничего. Мы знали, что однажды ты станешь Иным.
– Идите, – сказал я. Не по уставу, но мне сейчас было не до правил.
– Да… – перед тем, как выйти из сумрака, Геннадий на миг задержался. – Я был в твоем доме… Антон, я возвращаю тебе приглашение заходить…" (отрывок романа "Ночной Дозор" Сергея Лукьяненко.
Обратите внимание на соответствие канону: вампир не может зайти в дом без приглашения. Потому-то Саушкин-старший возвращает его Антону. Как и в поверьях, вампиры в мире Лукьяненко считаются живыми мертвецами, могут превращаться в летучую мышь (правда, эта опция доступна только Высшим Вампирам, коих немного). Вампиром можно родиться, а можно стать после укуса. Чеснока они не боятся, хоть и не жалуют сильные запахи. Солнечный свет для них неприятен, но не смертелен. Победить же вампира можно... нет, не серебром, а спиртом, который ядовит для них.
Несмотря на то, что Городецкий Светлый Иной, а Костя - вампир, это не мешает их добрососедской дружбе. Но, как всегда, до поры. По заданию руководства Дозора Антон выслеживает и убивает обезумевшего вампира, нападающего на людей. Костя воспринимает это как личную обиду. В начале романа он хороший и немного наивный парень, студент биологического факультета, страстно желающий научиться жить без человеческой крови. Что из этого получится - читайте в остальных частях Дозоров, это интересно.
Фильм упоминаю лишь потому, что на заглавной картинке Алексей Чадов в роли Кости Саушкина. Что Ночной, что Дневной Дозоры в кино - это сборная солянка из разных сюжетных линий книги, а некоторых там и вовсе не было (например, великой любви между Костей и ведьмой Алисой). Фильм поверхностный, невнятный, в то время как цикл о Дозорах - непростое произведение в жанре "городское фэнтези", затрагивающее и вопросы морали, и взаимоотношения людей. И кстати, Сергей Васильевич часто цитирует любимый мною "Пикник" на страницах романа (и не только его: там и группа "Воскресение", и "Сплин", и "Кипелов"). Удивительно, как стихи Эдмунда Шклярского совпадают с духом романа!
"...Обожаю «Пикник». Интересно, а Шклярского проверяли на принадлежность к Иным? Стоило бы... А может, и не надо. Пусть лучше поет..." - размышляет Антон Городецкий.
Вампирская тема продолжается. В следующей части обзора познакомимся поближе с русскими упырями. )