Найти тему
Андрей Ковалев

Первые не только в космосе, но и в Арктике. Экспедиция на Северный полюс.

-2

В 1977 году атомный ледокол «Арктика» первым в мире достиг Северного полюса. Непросто дался этот беспрецедентный рейс. 13 суток занял сложный рейс по маршруту: Мурманск – Северный полюс – Мурманск. За это время ледокол прошел 3852 морских мили ( 7 126 км), из них 1 200 миль (2 220 км) сквозь многолетние льды.

Маршрут легендарного рейса. Рисунок 1977 года.
Маршрут легендарного рейса. Рисунок 1977 года.

Но давайте обо всем по порядку:

13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Гуженко (он же был и руководителем этой экспедиции), подписал план мероприятий по подготовке к походу на Северного полюс на атомном ледоколе «Арктика», самом мощном ледоколе в мире на тот момент. А уже 9 августа ледокол вышел из порта Мурманск на штурм самой северной точки земли.

На фото слева направо: начальник администрации Северного морского пути К. Н. Чубаков, министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко, капитан атомного ледокола "Арктика" Ю. С. Кучиев, ст. помощник капитана А. А. Ламехов, дублер капитана В. А. Голохвастов.         Снимок сделан спекорреспондентом газеты "Известия" Василием Захарько 17 августа 1977 года в рубке ледокола, когда "Арктика" достигла Северного полюса. Фото из архивов.
На фото слева направо: начальник администрации Северного морского пути К. Н. Чубаков, министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко, капитан атомного ледокола "Арктика" Ю. С. Кучиев, ст. помощник капитана А. А. Ламехов, дублер капитана В. А. Голохвастов. Снимок сделан спекорреспондентом газеты "Известия" Василием Захарько 17 августа 1977 года в рубке ледокола, когда "Арктика" достигла Северного полюса. Фото из архивов.

Можно сказать, что ледокол «Арктика» с самого начала готовился к этому походу. Практически с момента торжественного подъема флага Советского Союза 25 апреля 1975 года. На протяжении двух арктических навигаций ледокол работал в самых суровых районах Арктики, где были особо тяжелые ледовые условия. Он побывал и в северо-восточной части Карского моря, в Чукотском море и многих других, не менее сложных арктических районах. По словам капитана ледокола Юрий Кучиева, испытывались «бойцовские качества ледокола».

Атомный ледокол "Арктика". Фото 1977 года.
Атомный ледокол "Арктика". Фото 1977 года.

На тот момент это был верх совершенства ледокольной техники, который реально не имел аналогов в мире. Этот был самый мощный ледокол на планете. В конструкции судна было учтено практически все, что могло пригодиться в суровых арктических условиях. Сам ледокол представлял собой целый город. На ледоколе было 155 кают, в основном одноместных. Кроме традиционной кают-компании, на судне была столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, спортзал, плавательный бассейн, библиотека, учебный класс, две сауны, парикмахерская, фотолаборатория, бытовая мастерская.

В медицинском блоке ледокола были: амбулатория с физиотерапевтическим оборудованием и стоматологическим отделением, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, блок стерилизации, изолятор и лазарет. И вход во все эти помещения был обеспечен без выхода на открытую палубу.

Можно отметить, что рейс не имел целью только лишь достижение Северного полюса. В этом случае, маршрут рейса был бы более прямой. Выбранная трасса представляла интерес для всей экспедиции: это и проверка на экстремальную прочность корпуса ледокола и его энергетических установок, эффективность вертолетной ледовой разведки с борта ледокола (на ледоколе помимо штатного МИ-2 был еще один вертолет), проверялось поведение навигационной техники в условиях повышенной вибрации, предельных нагрузок на гребные винты. Кстати сказать, несколько раз было серьезное «заклинивание» ледокола в многометровых льдах, когда казалось, что путь вперед невозможен. Но уникальное судно и его команда смогли преодолеть все сложности ледового похода.

«Прибыли в 04:00 московского времени» (это прозвучало сродни знаменитому гагаринскому: «Поехали!»), передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса. На «Арктике» на полюс прибыло 207 человек.

Сначала на лед спустились несколько членов экипажа, подготовили площадку. Затем с борта ледокола спустили парадный трап и по традиции, в знак покорения полюса на льду была установлена мачта и на ней торжественно подняли флаг СССР. Интересный факт, что к основанию мачты, которая являлась флагштоком, прикрепили древко от флага полярной экспедиции Георгия Седова, которая не сумела дойти до Северного полюса.

А один из судовых умельцев даже вырезал из куска резины печать в знак этого события.

Печать. Из свободных источников.
Печать. Из свободных источников.

Воистину, это был триумф Советского Союза!

Указ о награждении. Фото из газет.
Указ о награждении. Фото из газет.

Практически все участники беспрецедентной экспедиции были награждены.

"Арктика" закончила свою нелегкую службу в 2008 году. За этот период ледокол оставил за кормой почти миллион морских миль и провел через льды около трех тысяч судов.

К сожалению, отличный проект сделать из легендарного ледокола музей не сложился. Несколько лет назад на ледоколе демонтировали атомную энергетическую установку, а сейчас по некоторым данным, судно ждет разделки на металлолом на одной из верфей Заполярья.

Технические характеристики атомного ледокола «Арктика»:

  • Длина – 148 м
  • Ширина – 30 м
  • Движители: три четырехлопастных винта фиксированного шага
  • Мощность 75 000 л.с.
  • Скорость по чистой воде -18 узлов (33,5 км/час)
  • Скорость в тяжелом льду - до 3 узлов (5,5 км/час)
  • Толщина проходимого льда - более 3 м
  • Численность экипажа - 150 чел.

-9