Найти тему
Беречь речь

Лев Толстой без штанов: вот это скандал! Все спешили увидеть непристойную картину

«Первому, кто меня тронет, я дам пощёчину! — закричал возбуждённый мужчина. — У каждого из нас есть вещи, которые мы чтим как святыню. Это возмутительная дерзость!».

К очагу скандала подтягивалась публика. Раздавались крики, ободряющий свист и даже аплодисменты. На шум пришёл один из членов жюри: такого на выставке художников в Пассаже на Невском проспекте давно не бывало. Публично осквернить картину! Надо же!

— Вы испортили картину, потрудитесь уплатить её стоимость, — сказал он зачинщику беспорядка.

— Ни за что на свете! Это возмутительная мазня! Она гроша медного не стоит! — парировал новоиспечённый вандал.

Напряжение возрастало. Публика требовала убрать картину куда подальше, чтобы она не оскорбляла её чувства. Организаторы сопротивлялись: скандал вокруг этого «шедевра» привлекал новых посетителей, что благоприятно влияло на прибыль.

К месту происшествия прибыла полиция. Нарушитель получил шесть суток ареста, но задуманное удалось. Организаторам всё-таки пришлось убрать картину с выставки, о чём на входе повесили объявление. Поток желающих попасть в Пассаж заметно убавился...

Зато память о «подвиге» Семёна Любошица сохранилась на годы вперёд. Знаете, что он сделал? Увидев скандальное полотно, Любошиц достал карандаш и размашисто написал: «Мерзость». Присутствующие были с ним согласны.

Отчего вдруг художник-баталист Наркиз Бунин покусился на святое, понимали не все. Его картина «Рыбная ловля» с четырьмя рыбаками и крестьянским мальчишкой всколыхнула общественность. Ведь двумя из этих рыбаков были писатель Лев Толстой и художник Илья Репин.

Что такого?

Есть ещё одна... гм... пикантная деталь.

Рыбаки с бреднем, опасаясь намочить одежду, сняли штаны. И остались в одной рубахе, демонстрируя миру голые колени и не только. Подобное изображение уважаемых людей вызвало гнев у публики: покуситься на святое?!

Некоторые продолжали угадывать, кого ещё зашифровал Наркиз Бунин. На картине умудрялись видеть и Антона Чехова, и Максима Горького, и Леонида Андреева. Единственным, в ком не сомневались, был Лев Толстой. Не сомневался в этом и его сын Лев Львович, который тоже был возмущён экспонатом выставки.

Сам художник объяснял свой поступок так:

«Я уважаю Толстого как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ».
Из беседы Бунина с сотрудником «Новостей»

Илья Репин действительно часто писал портреты Льва Толстого: с писателем они встречались на протяжении 30 лет. Самой известной работой считается полотно, которое художник создавал более 10 лет. На нём Лев Николаевич в простой рубахе изображён стоящим босыми ногами на земле.

Картина Репина «Л. Н. Толстой босой»
Картина Репина «Л. Н. Толстой босой»

Говорят, что писатель был не очень доволен этим образом. Его сын Сергей записал слова отца: «Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон».

Изобразили-таки спустя два года. Как ни странно, сам Толстой на скандальную картину отреагировал спокойно:

Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему.

А как вы считаете, допустимы ли такие эксперименты в искусстве? Подпишитесь на канал и поставьте лайк, если было интересно. Приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте. Другие интересные факты о писателях ищите по тегу #бр_биография (нажмите на него).