«Первому, кто меня тронет, я дам пощёчину! — закричал возбуждённый мужчина. — У каждого из нас есть вещи, которые мы чтим как святыню. Это возмутительная дерзость!».
К очагу скандала подтягивалась публика. Раздавались крики, ободряющий свист и даже аплодисменты. На шум пришёл один из членов жюри: такого на выставке художников в Пассаже на Невском проспекте давно не бывало. Публично осквернить картину! Надо же!
— Вы испортили картину, потрудитесь уплатить её стоимость, — сказал он зачинщику беспорядка.
— Ни за что на свете! Это возмутительная мазня! Она гроша медного не стоит! — парировал новоиспечённый вандал.
Напряжение возрастало. Публика требовала убрать картину куда подальше, чтобы она не оскорбляла её чувства. Организаторы сопротивлялись: скандал вокруг этого «шедевра» привлекал новых посетителей, что благоприятно влияло на прибыль.
К месту происшествия прибыла полиция. Нарушитель получил шесть суток ареста, но задуманное удалось. Организаторам всё-таки пришлось убрать картину с выставки, о чём на входе повесили объявление. Поток желающих попасть в Пассаж заметно убавился...
Зато память о «подвиге» Семёна Любошица сохранилась на годы вперёд. Знаете, что он сделал? Увидев скандальное полотно, Любошиц достал карандаш и размашисто написал: «Мерзость». Присутствующие были с ним согласны.
Отчего вдруг художник-баталист Наркиз Бунин покусился на святое, понимали не все. Его картина «Рыбная ловля» с четырьмя рыбаками и крестьянским мальчишкой всколыхнула общественность. Ведь двумя из этих рыбаков были писатель Лев Толстой и художник Илья Репин.
Что такого?
Есть ещё одна... гм... пикантная деталь.
Рыбаки с бреднем, опасаясь намочить одежду, сняли штаны. И остались в одной рубахе, демонстрируя миру голые колени и не только. Подобное изображение уважаемых людей вызвало гнев у публики: покуситься на святое?!
Некоторые продолжали угадывать, кого ещё зашифровал Наркиз Бунин. На картине умудрялись видеть и Антона Чехова, и Максима Горького, и Леонида Андреева. Единственным, в ком не сомневались, был Лев Толстой. Не сомневался в этом и его сын Лев Львович, который тоже был возмущён экспонатом выставки.
Сам художник объяснял свой поступок так:
«Я уважаю Толстого как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ».
Из беседы Бунина с сотрудником «Новостей»
Илья Репин действительно часто писал портреты Льва Толстого: с писателем они встречались на протяжении 30 лет. Самой известной работой считается полотно, которое художник создавал более 10 лет. На нём Лев Николаевич в простой рубахе изображён стоящим босыми ногами на земле.
Говорят, что писатель был не очень доволен этим образом. Его сын Сергей записал слова отца: «Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон».
Изобразили-таки спустя два года. Как ни странно, сам Толстой на скандальную картину отреагировал спокойно:
Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему.
А как вы считаете, допустимы ли такие эксперименты в искусстве? Подпишитесь на канал и поставьте лайк, если было интересно. Приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте. Другие интересные факты о писателях ищите по тегу #бр_биография (нажмите на него).