В ответ на пост
Очередная волна стресса о всем известных февральских процессах. На самом деле наши чувства о происходящем никуда не девались с февраля, мы лишь тщательно от этих мыслей прятались, отвлекались как могли, приспосабливались с этим жить. Волнами на нас все равно накатывают переживания и слава богу, это сохраняет нам нас, человечных, сопереживающих, понимающих грань между добром и злом.
Я недавно рассказывала про книгу Моники Блэк о том, как в послевоенной Германии немцы проживали произошедшее, и проживали они как раз таки в больном варианте: молчаливое соглашение не обсуждать произошедшее, но сложные чувства, не нашедшие выход в разговорах, вырвались наружу через сектантство, возведение в культ проходимцев, возомнивших себя целителями и прочая бессмысленная жестокая к себе хрень. Вот и мы сейчас не говорим о сложных чувствах, делая вид, что ничего не происходит.
Один мой именитый и уважаемый коллега на эмоциях психанул, болезненно ранив своих клиентов с инаковой позицией по вопросу сво, отверг их и отказал в продолжении терапии. Если мы перенесём этот психологический процесс в аналогичный физический, то это как свежепрооперированного пациента выставить на мороз без ухода. Жестоко и жестко. Хотя этический кодекс утверждает, что психологи вне политики, твои ценности могут не совпадать с ценностями клиента, но доведи работу до конца, будь бережным.
У меня был момент с моей Киевской клиенткой, когда она ненавидела всю Россию и меня заодно, потому что я русская. И это нормально. Во время работы как профессионал я радовалась этому ее процессу, потому что понимала, что ее горевание не застаивается. Как личность, конечно, я это переживала, мне было больно и за неё и за себя. Но меня поддерживает моя развитая профессиональная часть, мы с этой клиенткой все преодолели и работаем дальше, даже стали ещё ближе.
Мой собственный психоаналитик выпивал от горя о произошедшем и я об этом знала. Он остался профессионалом и честно предупредил меня, в каком он состоянии, чтобы я была готова к изменениям в нашем пространстве. Иногда мы сравниваем наши процессы о происходящем и делимся друг с другом. У моего психоаналитика метод отличающийся от моего собственного, он практикует больше самораскрытия чем я, но так как у меня хороший трансферный процесс с ним, мне такое несовпадение даже интересно.
Мой контакт с моей внутренней «света-психолог» помогает мне не только поддерживать себя, но и поддерживать вас в тех рамках, в которых мы с вами находимся. Больше поддержки клиентам и меньше подписчикам, так как контакт не такой тесный.
И сегодня я хочу вам сказать поддерживающее: если у вас есть человек, с которым вам безопасно и комфортно обсуждать ваши чувства и вашу точку зрения по происходящему, говорите! Не молчите! Говорите и слушайте, дайте чувствам выход.
Вы даёте чувствам выход?