Найти тему
Mishootka Gamer

Плохой фанфик: Почему сериал «Кольца Власти» не имеет отношения к Толкину

Оглавление

[Оффтоп] Мнение о сериале, который эксплуатирует фильмы Питера Джексона, но сам не может предложить ничего, кроме «идейно правильных персонажей»

Все, что делает Морфидд Кларк - это пучит глаза и играет желваками, пыжась изображать героическую героиню. Получается очень плохо, а в сочетании с убогим сценарием - просто ужасно
Все, что делает Морфидд Кларк - это пучит глаза и играет желваками, пыжась изображать героическую героиню. Получается очень плохо, а в сочетании с убогим сценарием - просто ужасно

Начну с того, что порекомендую всем заинтересованным почитать книгу Иэна Нейтана «Питер Джексон и создание Средиземья». Просто потому что там хорошо описывается, в каких условиях снималась та трилогия. Никакой большой моды на фэнтези в то время не было, и студии не хотели давать на это средств, тем более не слишком известному режиссеру из Новой Зеландии. И тем не менее он снял. Да так, что смотрят до сих пор.

Я не хочу сказать, что трилогия Джексона во всем вторит духу книги и всякое подобное прочее. Есть и у трилогии свои хейтеры, и авторский почерк тоже никто не отменял – фильмы и книга это совсем разные вещи. Я просто хочу сказать, что при этом всем в фильмах видно уважение к оригиналу, попытка перенести важнейшие идеи профессора на экран.

В сериале «Кольца власти» от Amazon же таких попыток нет и близко, и вряд ли стоит ждать, что они появятся. Они снимают про какой-то свой мир, который лучше воспринимать в отрыве от книг Джона Толкина – как некий весьма своеобразный (хоть и дорогостоящий) фанфик. На мой взгляд – плохой и бездарный фанфик.

Сразу оговорюсь, что осилил я только первую серию (и то с большим трудом, ну какая же нудятина), и дальше смотреть этот опус не собираюсь. Впечатления от старта сериала - прилагаются.

Главное зло не Саурон, а глупые мужики

Время действия своего сериала шоураннеры «Колец власти» выбрали довольно удачное – Вторая эпоха. С одной стороны – там было много всего интересного, включая выковку самих колец Саурона. С другой – все эти события у Толкина прописаны схематично, так что свободы действий у авторов данного полотна было предостаточно. И как же они ей распорядились? Давайте посмотрим.

В первой серии несколько сюжетных веток. Первая – с Галадриэль и эльфами. Вторая – с темнокожим эльфом Арондиром, который зачем-то блуждает по землям людей. И третья – с предтечами полуросликов, харфутами, главным персонажем среди которых является юная Эланор.

Пока героическая Галадриэль быстрее всех поднимается к вершинам, эльфы-мужики снизу завистливо смотрят ей под юбку
Пока героическая Галадриэль быстрее всех поднимается к вершинам, эльфы-мужики снизу завистливо смотрят ей под юбку

Начнем с эльфов. И… да, я понимаю, что Галадриэль во «Властелине колец» - это умудренная тысячами лет жизни владычица эльфов. Величественная и неумолимая. И, возможно, во Второй эпохе она такой величественной еще не была. Но мне такое кажется крайне слабым оправданием для НАСТОЛЬКО слабой актерской игры Морфидд Кларк. Я не знаком с другими работами данной актрисы, но как-то сам собой возникает вопрос – а она вообще является актрисой в принципе?

Абсолютно все экранное время молодой Галадриэль вызывает недоумение. Вроде бы в сценарий заложены и трогательные диалоги про тоску по дому и все такое прочее. Но все, на что при этом способна Морфидд Кларк – тупо пучить глаза и натужно изображать из себя героиню. Что кроме смеха, конечно, ничего не вызывает. На фоне того же Роберта Арамайо в роли Элронда, который более-менее что-то играет, Кларк выглядит просто ужасно.

Но главное – это, конечно, не мимические способности этой актрисы. А то, во что они превратили нашу Галадриэль.

Просто замечание. Если кто-то думает, что Кейт Бланшетт, когда ей предложили сыграть Галадриэль была в восторге, потому что с детства каждый год перечитывает «Властелин колец», то… нет. Среди каста «ВК» Питера Джексона особо не было фанатов трилогии Толкина. Но это почему-то не помешало Бланшетт блистательно справиться со своей творческой задачей и подарить нам просто великолепный образ владычицы эльфов. Чего мы совсем не видим в «Кольцах власти».

Плохо становится с первой же, вступительной сцены сериала – где совсем еще маленькая Галадриэль пускает кораблик, а злые мальчишки хотят его уничтожить. Эмм… надо ли говорить, что здесь не так? Да, у Толкина очень в общем описана жизнь Высших эльфов в Валиноре, при свете Дерев. Но он ясно давал понять, что развратил их именно Мелькор, впоследствии названный Морготом. Соответственно, никакой естественной агрессии в обществе эльфов тогда не было. Мужья не били жен, мальчики не обижали девочек – понимаете, да?

Все подобные "запретные" отношения в повесточных сериалах роднит одно - нам вообще не объясняют, почему эти двое должны друг друга любить. Мы просто должны принять это на веру
Все подобные "запретные" отношения в повесточных сериалах роднит одно - нам вообще не объясняют, почему эти двое должны друг друга любить. Мы просто должны принять это на веру

То есть пренебрежение к оригиналу нам демонстрируют с первых же кадров сериала. Авторам неинтересно, что там хотел сказать Толкин. Они не считают нужным разбираться в его смыслах, они снимают что-то СВОЕ.

А что это за свое, думаю, в наши времена объяснять уже не надо. Галадриэль – единственный «мужик» в Средиземье. Она одна смелая и умная. Ей единственной хватает храбрости признать, что Враг побежден не полностью. Поэтому, карабкаясь по обледеневшим скалам севера Средиземья она поднимается быстрее и увереннее каких-то там эльфийских мужиков – ну куда им, действительно.

Справедливости ради – все это отчасти оправдывают жаждой мести Галадриэль за брата Финрода – да, того самого эльфийского короля из «Сильмариллиона», прозванного Другом людей. У Толкина, разумеется, никакой мести Галадриэль за брата не прослеживается, но это само по себе не мешает допустить, что такое могло быть – ладно, окей. Но, друзья, как же убого все это снято. Нам снова и снова показывают Галадриэль, которой одной не все равно, постоянно отсылают к ее брату – ну знаете, чтобы поняли уже самые недалекие люди.

Вообще не покидает ощущение, что сериал снимали то ли для пятилетних детей, то ли для не очень умных людей, которые не способны читать между строк или воспринимать информацию с первого раза. Весь этот феминистический пафос разбивается об общую инфантильность и бездарность повествования сериала. Он смотрится не как эпическое фэнтези, а как какая-то детская (в плохом смысле) сказка.

Так, про Галадриэль сказать в общем-то больше нечего. Актриса – никакая, а персонаж начисто лишен царственности и мудрости, которые мы привыкли в нем видеть. Вместо этого нам подсунули недалекую девчонку, которая регулярно издает тупейшие тирады и делает не менее глупое лицо.

Эльфы из 2022-го

А что с другими персонажами? И вот здесь давайте поговорим про эльфов. А точнее про то, «что они сделали с нашим мальчиком?». Серьезно – что у них с прическами? Я понимаю, что вы снимаете сериал для хипстеров, но тогда надо было дать Элронду в руки лавандовый рафф – для полноты картины. О каком вообще «духе Средиземья» может идти речь, если сериал снимают для какой-то своей тусовки. Не пытаются воссоздать тот самый удивительный мир Толкина, а всеми силами стараются «натянуть сову на глобус» - то есть притянуть несчастное Средиземье на свои собственные установки и задачи.

Сюжетная ветка эльфов изобилует совсем не милыми глупостями. Все эльфы мужского пола – очевидно, мудаки. Галадриэль зачем-то отправляют обратно в Валинор непонятно за какие заслуги. Король эльфов Гил-Галад вообще никакой – ходит, вздыхает, убеждает себя, что Враг побежден, разглядывает опавшие листики. Келебримбор выглядит так, будто он не эльф, а человек за 60. В общем все это какое-то сплошное «ридикулус».

Эльфы в сериале выглядят так, будто только что вышли из "Старбакса"
Эльфы в сериале выглядят так, будто только что вышли из "Старбакса"

Темнокожий Арондир с его любовью к человеческой женщине – просто фейспалм. У Толкина подобные отношения между двумя народами – нечто из ряда вон выходящее, возвышенное и прекрасное. Авторы «Колец власти» умудрились сделать их чем-то грязным и приземленным. Жители поселения ненавидят эльфов. Эльфы ненавидят людей. Везде какой-то тлен и упадок, коровы доятся черной жижей. Господи… что они вообще курили?

В данном контексте важно понимать, что эльфов и людей разделяет пропасть лет и совершенно разное восприятие мира. То есть да, в теории любовь между двумя расами возможна, но при условии, что второй партнер (который не-эльф) – представляет собой некий удивительный характер, каким был Берен в «Сильмариллионе». Здесь же земная женщина абсолютно… земная. Она просто никакая, нам вообще никаким образом не раскрывают ее характер. Но мы почему-то должны поверить в происходящую любовь.

Также и с самим Арондиром. Никаким эльфом он на экране не выглядит – он просто человек в странных деревянных доспехах с луком, и… все. Ты не видишь в нем «высшего существа». Так что, вопреки всем разговорам и желанию актеров и авторов сериала – нет, темнокожего эльфа в кино не случилось. Просто потому что это никакой не эльф.

Немного лучше дела обстоят с харфутами, то есть мохноногами – незаметным народцем, очевидно, являющимся предтечей хоббитов. Поскольку у Толкина данный народец фактически никак не описывался, тут не режут взгляд несоответствия с какими-либо референсами. Да в общем-то об этой сюжетной ветке и сказать нечего. Актриса Маркелла Кавена, исполнившая роль Эланор, играет лучше всех в сериале. Быт мохноногов прост и незатейлив – кочуют себе, прячутся по лесам, выживают, ходят в лохмотьях. В общем такие простые, что даже хейтить не за что.

Хотя… все-таки есть за что. За очевидное нежелание создавать своих собственных персонажей, а просто воссоздать феминистичные версии Фродо и Сэма. И подобным сериал грешит весьма часто.

Цвет кожи ни при чем

Это звучит забавно, но самое лучшее, что есть в сериале «Кольца власти» - это то, что авторы позаимствовали из трилогии Питера Джексона. А это примерно… все. Музыка – привет, Говард Шор. Облик эльфийских поселений – то же самое. Доспехи, миниатюры – привет, Ричард Тейлор. Фактически Средиземье «Колец власти» - это мир Джексона, который просто населили своими собственными, «идейно правильными» персонажами.

Впрочем, даже «идейная правильность» - далеко не самая главная проблема сериала. Да, я со всей ответственностью могу заявить, что меня не особо покоробил чернокожий мохноног. Роль у него небольшая, играет актер хорошо – магия особо не рассеивается. Точно так же, как меня не покоробил и темнокожий Корлис Веларион в «Доме дракона» - потому что создатели сериала позаботились о том, чтобы создать более-менее нормального персонажа, а актер – его сыграть.

Темнокожие актеры меньше всего беспокоили меня в этом сериале. Ужасен он по совсем другим причинам
Темнокожие актеры меньше всего беспокоили меня в этом сериале. Ужасен он по совсем другим причинам

И да, я сейчас скажу крамольную вещь – хейтят «Кольца власти» не расисты и не те, кто против женщин (что это вообще значит – быть против женщин?). А те, у кого есть глаза, чтобы увидеть, что вместо «ожившего Средиземья» им подсунули дешевую подделку. Увидеть, что авторам сериала плевать на то, что там хотел сказать Толкин, на заложенные во «Властелин колец» идеи (а это, как я считаю, великие гуманитарные идеи). Они снимали что-то свое – с хипстерскими эльфами, с боевой Галадриэлью и вообще низким качеством всего происходящего. Лично мне такое Средиземье неинтересно.

Мы не знаем, что сказал бы об этом сериале Джон Толкин – и никогда не узнаем. Не знаем мы, как бы он отнесся и к фильмам Джексона. Его сын Кристофер, например, отзывался о них крайне не лестно. Однако сегодня, в 2022-ом, произошедшее между трилогией «Джексона» и сериалом «Кольца власти» кажется каким-то небывалым оглуплением и деградацией – такого же масштаба, как превращение эльфов в орков в мире профессора.

#сериалы #кольца власти #rings of power #властелин колец #рецензиянасериал #питерджексон #lordoftherings #толкин