Человеческому терпению рано или поздно приходит конец. Мы терпим, подавляем в себе обиду, несправедливость, раздражение, пока в один прекрасный день дамба не прорывается и эмоции выходят наружу.
А что мы можем сказать о долготерпении Божьем? Оно устроено иначе? Оно безгранично или конечно? Если конечно, то когда и почему оно заканчивается? Евангелие 13-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице обычно называют «притчей о злых виноградарях» (Мф. 21:33-42). Возможно, это еще и учение о том, до каких пор простираются границы долготерпения Божьего...
«Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33). Притчи Господа — это часть вероучения, выраженная иносказательно, образно. Мысль передается сначала как бы завуалированно, а потом, когда загадка разгадана, остается ясное и четкое понимание того, что трудно выразить буквально. Известный толкователь Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) объясняет: «ограда», «точило», «башня» и «виноградари» — это закон, жертвенник, храм и фарисеи с книжниками. Народу израильскому было дано все для служения Богу, и «отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном», то есть, предоставил их свободной воле, чтобы «плоды веры» приносились не вынужденно, а искренно, по любви.
«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34-35). По замечанию исследователя Святого Евангелия профессора Александра Лопухина (XX в.), Господь в Своей притче буквально воспроизводит пророчество Исаии (VII в. до н. э.): «…И Он обнес его (виноградник) оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Ис. 5:1-7). В полемике с фарисеями и книжниками Господь показывал народу, что формализм и выхолощенность внешнего исполнения Закона Божьего приводят к жестокости и отступлению от Бога. Виноградари, пользуясь благами вверенного им имущества, не почтили посланных Небесным Хозяином слуг. Участь всех пророков Израиля была одинаковой — неприятие и отвержение.
«Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же» (Мф. 21:36). Священное Писание, — материал не только для исследования истории. Читая Евангелие или Псалтирь, мы также учимся в повседневной жизни поступать по-Божьему, то есть, по Божественному Закону. Спрашивается, почему хозяин не пресекает неподчинение виноградарей на корню? Почему не приезжает со властью сам? Можно ли быть таким наивным, чтобы ожидать исправления от тех, кто «убили и побили камнями» его слуг? По закону века сего, зло должно быть наказуемо, и это касается всех земных норм, включая законы человеческого общества. Поэтому и существуют прокуроры, суды, исправительные учреждения. Но Господь смотрит глубже. Если у кого-то есть шанс исправиться до окончательного приговора, Он дает возможность покаяться. Может быть, среди виноградарей были те, кто мог измениться и перейти из стана врагов Божьих в число Его друзей?
«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (Мф. 21:37). Как видим, долготерпение Божие велико. Это не «неведение или заблуждение». Неужели Господь не мог предвидеть конца? И не жестокость, хотя Сын подвергался опасности, которой можно было бы избежать, приди Он в окружении слуг Небесного Отца. Говоря о Небесном, мы должны возвышаться над категориями века сего. В жизни семейной, земной, отец должен сделать все возможное, чтобы защитить своего сына, дать ему силу и власть преодолеть все сложности и опасности. Но с точки зрения Неба не только Сын, но и каждый человек, в том числе, и виноградари, в ком также пребывает образ Божий, — являются Его детьми. Сын Божий — это Сам Бог. Но мы тоже Его дети. Поэтому долготерпение Божье по отношению к нам и нашим грехам порой превышает все "юридические" границы и простирается до крайнего предела, как у отца к детям: вот, дается еще один шанс, может быть, совесть проснется, и они покаются...
«Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:38-39). Долготерпение Божие велико и, вероятно, бесконечно. Но терпение имеет смысл в ожидании некоего изменения в перспективе. В предельном смысле — человеческое терпение вознаграждается блаженством в будущей жизни, на небесах. Поэтому для христианина «нет предела терпению» (в том смысле, что изменение все равно будет, здесь или же как награда в будущем веке). Но виноградари истратили всю надежду на свое исправление. Хозяин виноградника до конца ожидал исправления своих слуг, но Его Сын был убит. Принесена Жертва Христова за грехи людей. И все-таки еще остается надежда! Кто увидел кротость и величие Сына Божьего, могут уверовать и после Его смерти, как сотник при Кресте. Никогда не поздно исправиться, никогда не поздно оставить в прошлом свои злые дела! Однако наступает предел, когда становится очевидно, что изменения в перспективе не будет, что ожидать нечего...
«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:40-41). Итак, Небесный Хозяин виноградника сделал все возможное для того, чтобы виноградари, которых Он безусловно любит как Своих детей, как Свое создание, смогли покаяться и спастись. Но они сделали свой окончательный выбор. Жестокость это или немилосердие со стороны Бога, что «злодеи предаются злой смерти»? Давайте рассудим. Здесь важно понять, что Хозяин виноградника приходит, как день наступает после ночи. Все темное, мрачное, злое бежит от лица света и в конечном счете исчезает. То же происходит с теми, кто до предела наполнил чашу долготерпения Божьего. Виноват ли свет в том, что исчезает тень? Повинен ли день в том, что уходит ночь? Поэтому и наказание тех, кто неразрывно связал себя с тьмою, мраком и злом, неизбежно. Они наказывают себя сами, ибо злоба и бесчеловечие не могут существовать рядом с человеколюбивым Богом милосердия и любви. Как тень исчезает при свете дня, так зло уничтожается рядом с Творцом добра. К чему ты привязал себя в этой жизни, с тем ты и остаешься: либо с Творцом света, либо в области тьмы.
«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21:42). Краеугольный камень — это камень в основании несущих стен. Без него здание осядет и рухнет. Таков Камень веры, Господь наш Иисус Христос. Чтобы быть Ему верным, чтобы стать "другим виноградарем", необходимо, прежде всего, знать своего небесного Господина. Начиная от ветхозаветных пророков и заканчивая учителями Церкви, нужно знать и почитать "слуг" Божиих, которые говорят нам о Сыне, и, зная, выполнять волю Божью "яко на небеси, и на земли". Церковь, словами великого праведника святого Иоанна Кронштадтского учит: «Доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, – будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода».
Преподаватель МинДУ
Андрей Ахметшин
Опубликовано в газете "Воскресение"