Найти тему

Нововведения в сфере защиты прав потребителей с сентября 2022 года

Оглавление

С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Что нового в законе

В законе появился список недопустимых условий договоров, которые ущемляют права потребителей. Если в ходе проверки договора выяснится, что в него были включены такие условия, в результате которых потребитель понес убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.

Мелким шрифтом

Ранее наиболее частой жалобой было то, что в договор кредитования или в соглашение об услугах связи мелким шрифтом вносилось право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения. Мелкий текст очень трудно читать, человек принимал его за неважные примечания или разъяснения, а потом приходил к нам с просьбой помочь восстановить справедливость.

Теперь такой пункт в договоре отнесен к недопустимым. Нарушивший это положение ритейлер или представляющее другие услуги лицо полностью возмещает ущерб.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Услуги в скрепке

К недопустимым также отнесено положение, при котором вы приобретаете одни товары или услуги, а вам сообщают, что обязательным является приобретение других. Так было раньше, когда банк ставил условием выдачи кредита заключение договора личного страхования. Самый простой пример: вы берете автокредит, а банк требует страховать свою жизнь и оформлять каско. А если каско оформлять вы категорически не соглашаетесь, то сумма кредита через год автоматически увеличивается.

Подарочные карты

Теперь нельзя ограничивать потребителя в защите нарушенных прав. Еще один простой пример: включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что купленное по ним не подлежит возврату.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Согласие обязательно

Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.

Персональные данные

Нельзя принуждать потребителя к предоставлению персональных данных, угрожая отказом от сделки, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Dura lex sed lex — закон суров, но это закон. И вступившие в силу поправки теперь будут соблюдаться в сфере услуг. Если вы неожиданно огорчены кабальными условиями сделки, приходите — разберемся.