Найти тему

ПЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УРОКОВ ДО ШКОЛЫ

Оглавление

Дошкольный возраст — период интенсивного обучения и формирования мозга. В возрасте от трех до семи лет у ребенка начинают формироваться важнейшие социальные навыки: способность контролировать себя, успокаиваться, выходить из состояния печали, а также способность удерживать внимание.

Существуют данные о том, что в возрасте 4-5 лет способность регулировать собственное поведение в значительной степени определит  жизненные результаты после тридцати лет — физическое здоровье, злоупотребление психоактивными веществами и финансовый успех.

Кроме того, в этот период у детей наблюдается стремительный рост эмоциональной компетентности. На ранних стадиях развития речи в их словаре очень мало слов для обозначения эмоций. Однако в дошкольные годы у детей быстро развивается способность говорить об эмоциях и распознавать их. И наконец, дети впервые в жизни начинают планировать свои поступки и думать о будущем. Например, мы уже можем спросить четырех- или пятилетнего ребенка о том, что он сделает, если его станет дразнить другой ребенок. В этом возрасте дети начинают использовать свои когнитивные навыки для моделирования ситуаций и создания альтернативных идей или планов. Эти навыки базируются на связи получаемой от  эмоций информации с мыслительными способностями.

В этот период важно сформировать систему взглядов на природу эмоций и помочь освоить важные практические уроки.

УРОК 1. ЭМОЦИИ – ЭТО НОРМАЛЬНО

Чувства — это важные сигналы, несущие в себе информацию. Это может быть информация о себе — что нам нужно и чего мы хотим, или о потребностях других. Эту информацию нельзя игнорировать — ее нужно анализировать.

Многие дети убеждены в том, что переживание определенных эмоций — это плохо. Очень важно помочь детям понять, что чувства — это всего лишь часть каждого человека. Они появляются сами по себе, и нам нужно с ними жить. В чувствах нет ничего плохого — они совершенно естественны.

УРОК 2. ЧУВСТВА И ПОСТУПКИ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Крайне важно помочь детям понять, что их чувства и их поступки — это не одно и то же.

Чувства плохими не бывают. Хорошими или плохими могут быть только поступки. Детям важно понять, что каждый человек время от времени может испытывать зависть, жадность, разочарование — все что угодно, — и это совершенно нормально. Главное — не допустить плохих поступков.

Многие дети часто не могут отделить чувства от поведения, поэтому они боятся своих чувств. Когда детей, испытывающих гнев, за что-то наказывают, то они связывают переживаемые эмоции с поступками, за которые их наказали.

УРОК 3. СНАЧАЛА — УСПОКОЙСЯ

Важно объяснить ребенку, что человек не может ясно видеть ситуацию и думать, пока не успокоится. Сначала нужно успокоиться, чтобы правильно оценить происходящее, а затем посмотреть, что с этим можно сделать. Одновременно с этим надо научить ребенка успокаиваться в ситуациях, когда он переживает эти чувства.

Нужно научиться контролировать появление сильных эмоций. С самой эмоцией не нужно ничего делать,  сначала необходимо успокоиться и задействовать свой интеллект. «Я чувствую злобу. Как мне с ней поступить? Почему я разозлился?» Эта процедура снижает интенсивность эмоций. Силу интеллекта нужно использовать не для подавления эмоций, а для того, чтобы оценить эмоциональные сигналы и затем принять решение, как с ними поступить.

ТЕХНИКА ЧЕРЕПАШКИ

Техника черепашки разработана специалистами программы PATHS – золотого стандарта в развитии социальных и эмоциональных навыков у детей.

Во вложении вас ждет Сказка об одной маленькой черепашке (скачайте в PDF).

После прочтения такой сказки, можно предложить детям изобразить черепашку и сделать это вместе с ними. Главное в позе – уделить внимание своему телу. Можно скрестить руки на груди и сделать глубокий вдох. Вы можете использовать принцип вознаграждения и поощрять ребенка каждый раз, когда в трудной ситуации он проделал технику и успокоился. Для других такая поза тоже может стать сигналом, что ребенок себя успокаивает. Эта техника может помочь развить у ребенка (от 3-х до 7 лет) навыки  самоуспокоения, контроля над эмоциями и планирования.

«Пока дети не научатся успокаивать себя в состоянии сильного волнения, никакие наши наставления, касающиеся нравственного развития и управления своими чувствами, не дадут результатов», — пишет психолог Марк Гринберг, создатель программы PATHS.

Из этого урока вытекает следующий. Думай прежде, чем делать!

Как распознать эмоции у себя и других?

Чтобы регулировать эмоции, нужно уметь их различать. Для этого можно разыгрывать разные эмоции, представлять, какие поступки совершает человек, движимый этой эмоцией. Как в теле проявляет себя гнев, страх, зависть. Можно предложить ребенку с добротой относиться к этим эмоциям, даже если их появление вызывает физический дискомфорт. Ребенку потребуется сформировать для себя эмоциональный словарный запас, в который постепенно нужно вводить все более сложные эмоции и их проявления.

УРОК 4. МИРНОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Открытое обсуждение чувств — это здоровый способ решения конфликта. Задача в том, чтобы высказать свою точку зрения и не разжечь при этом конфликт. Баланс между агрессий и пассивностью помогает поддерживать уверенность в себе (это мне под силу).

Чтобы уловить эмоциональные сигналы оппонента и показать ему свой настрой, нужно смотреть друг другу в глаза, внимательно слушать без интерпретаций, а отвечать — без резких суждений.

В программе PATHS специалисты предлагают детям технику «Светофор». Она помогает ребенку успокоиться, осознать свои чувства, использовать интеллект для решения конфликта.

-2

Действиям, которых требует каждый цвет светофора, нужно обучить. Взрослые могут предложить множество разных решений, разыгрывая ситуации в лицах. Нет смысла тратить много времени на то, чтобы позволить детям придумывать агрессивные, негативные решения — они непродуктивны. Нужно напомнить, что цель этих действий — ладить с другими и не причинять им вреда. К тому и нужно стремиться в поисках решения.

-3

УРОК ДОБРОТЫ

Наряду с контролем негативных эмоций, важно развивать позитивные, такие как доброта, сострадание, щедрость, альтруизм, благодарность. Как наше поведение влияет на других людей? Как можно проявить сочувствие, помочь или позаботиться о других?

Одних моральных принципов тут недостаточно — нужны еще навыки, позволяющие следовать этим принципам. Социальные и эмоциональные навыки дети развивают через естественное взаимодействие со своими сверстниками, а не через лекции взрослых.

ОБУЧЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ И ДОБРОТЕ

Ричард Дэвидсон с командой из Центра здоровых умов Университета Висконсина разработали обучающую программу для воспитания осознанности и доброты у детей дошкольного возраста. Это бесплатная программа была создана, чтобы помочь детям обратить внимание на свои эмоции и понять, что они чувствуют и почему.

-4

Дети, участвующие в обучении осознанности и доброте, продемонстрировали более просоциальное поведение, больше доброты и меньше эгоизма, чем те, кто обучался по стандартной программе. Кроме того, они чаще дожидались второй сладости в зефирном эксперименте. Откладывание удовольствие в этом возрасте определяет способность делать это во взрослом возрасте и идти к своим целям, откладывая сиюминутные удовольствия ради большего.

Практики осознанности для детей могут стать важной частью эмоционального воспитания, действуя сразу по четырем направлениям: улучшить самоосознание — фундамент EQ, укрепить произвольное внимание, улучшить эмоциональную саморегуляцию, развить сострадание и просоциальные навыки.

РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ

Попробуйте две простые и увлекательные практики осознанности со своими детьми. Смотреть видеоурок.

В качестве дополнения к развитию осознанности попробуйте прочитать с детьми эти трогательные хайку об осознанности!