Главный враг армейской авиации – это мобильные группы, вооружённые переносными зенитными ракетными комплексами и зачастую из-за них применять вертолёты становится попросту невозможным. Срываются масштабные десантные операции, невозможность оказания поддержки пехоте, эвакуация и так далее. Но не в случае с таким БКО «Витебск», который сейчас ещё и модернизацию проходит. Что это такое, зачем оно нужно и насколько действительно эффективно мы сейчас и расскажем.
Приветствую на канале!
Путь бортового комплекса обороны «Витебск» начался ещё в 2010 году на выставке «Eurosatory-2010», но то был лишь прототип под фешенебельным наименованием «Президент-С». Особого шуму он не наделал, что не удивительно, учитывая западную площадку, но вот нашим военным похоже приглянулся и с тех пор началась работа по его доработке и адаптации под отечественные вертушки, которые оснащаются БКО в ограниченном количестве с 2012 года. В ходе этих самых работ было проведено довольно уникальное и очень медийно известное испытание – вертолёт, оснащённый «Витебском», начали обстреливать из ПЗРК в количестве аж 20 штук, но ни одна ракета не смогла достичь своей цели. Несмотря на то, что испытания были полигонными, их эффект был настолько впечатляющий, что в этом же году начались поставки для машин армейской авиации, тем более что через каких-то пару месяцев начнётся Сирийская кампания. Именно там БКО «Витебск» впервые отработает по полной, и довольно успешно, но то был лишь первый опыт и в 2018 году началась ускоренная модернизация комплекса с учётом самых разных вводных, полученных в результате столкновения уже не с полигонным, а реальным противником, который зачастую вооружён лучшим западным вооружением. Речь, конечно же, про «Стингеры», но о них чуть позже. Считается, что именно с тех пор принято решение оснастить как можно больше вертолётов данным средством обороны.
Как же оно работает и от чего защищает? Согласно открытым данным, «Витебск» способен прикрыть носителя даже от таких сложных и опасных ракет, в основе которых лежит активная радиолокационная ГСН (это большинство ракет воздух-воздух и дальнобойных ЗУР). Как мы знаем, она сама ищет цель, но при этом активно излучает радиоволны, которые и фиксирует «Витебск». Далее он понимает факт обстрела, предупреждает пилота и начинает в автоматическом режиме работать с угрозой – идёт анализ сигнала и на его основе ставятся помехи, направленные напрямую на ГСН. От такого воздействия та буквально «сходит с ума» и уходит, что называется, в молоко. Помимо этого, идёт отстрел дипольных отражателей, которые для ракет с такой головкой наведения видятся как полноразмерная цель (это перестраховка на тот случай, если средства РЭБ не сработают). Принцип прост и понятен, но ведь существуют куда более опасные противники и это безусловно ракеты с ИК ГСН. Как мы знаем, их главное отличие – это полное отсутствие излучения, а значит фиксировать её работу уже куда сложнее. Для этого в составе «Витебска» имеется целый арсенал различных датчиков, которые фиксируют пуск. Далее начинается работа по выведению из строя летящего боеприпаса и вот она-то и представляет наибольший интерес. Многие считают, что проявляется это противодействие в виде отстрела ИК-ловушек, которые светят в разных диапазонах и скрывают вертушку от ракеты, но это лишь пол дела. Главная фишка «Витебска» в том, что он предусматривает установку на носитель станций оптико-электронного подавления, которые фактически выжигают ИК ГСН своим прямым воздействием лазерным лучом. Само собой, вся эта сложнейшая система находится под управлением компьютера, а пилот лишь слышит уведомления об атаке дабы совершить противозенитные манёвры, на всякий случай.
Всё вышеперечисленное звучит как некое ультимативное средство обороны, фактически лишённое недостатков, но как показывает реальная практика применения – это так и есть. Судя по опубликованной информации, как официальной, так и с мест, «Витебск» - крайне эффективное средство. Есть данные, согласно которым благодаря именно этому БКО потерь в армейской авиации во время известного десанта на аэродром противника не было, хотя плотность ведения огня из средств ПЗРК даже представить страшно. Как показывает статистика, но уже официальная, в среднем за вылет Л-370 отражает от трёх до пяти зенитных ракет, причём не только старых советских ПЗРК, но и самых последних версий вышеупомянутого «Стингера» - результат потрясающий.
И напоследок про модернизацию. Несмотря на все вышеупомянутые достоинства, противник тоже не стоит на месте и появляются самые разные средства, от которых вскоре придётся защищаться. Вероятно, именно в этом направлении и ведутся работы, дабы покрыть как можно больший спектр различных зенитных ракет, а также РВВ, которые могут атаковать носителя сверху. Если наши вертушки смогут уходить и от такого, то вопрос цены здесь отходит на второй план, хотя по некоторой информации именно этот критерий является самым, что называется, колким - «Витебск» очень дорогой.
Стоит отметить, что несмотря на высокую стоимость, сейчас бортовой комплекс обороны Л-370 устанавливается на все строящиеся и модернизируемые машины армейской авиации, в задачах которых непосредственное появление в очень опасных зонах. Это как раз тот редкий случай, когда вопрос цены решили отложить на второй план, что не может не радовать, а колоссальная эффективность, продемонстрированная неоднократно, и даже не стократно, говорит о правильности решения.